Укрепления древнерусского города. Часть 1.
А.А. Керсновский про Милютинскую реформу. Часть 4.
Французская 24-фунтовая пушка.
Директива 14.10.1914.
Горная гаубица 10-см М 08/10 (Австро-венгрия).
У правой вершины Килен-балки немного восточнее Почтовой дороги (примерно в километре от Редута № 1) находился английский Редут № 2. При атаке западнее Килен-балки этот редут оказывался на первой линии, но при атаке с севера он находился на второй линии обороны и мог быть использован для контратаки при потере Редута № 1. О существовании этих двух редутов, в отличие от прочих укреплений на северном участке Сапун-горы, русские знали после Инкерманской вылазки.
С восточной стороны в тыл английской позиции можно было подняться по четырем дорогам. Севернее Федюхиных высот шла плохая дорога от водохранилища примерно к Редуту № 2. Южнее этих высот шла недавно построенная и качественная Воронцовская дорога (достаточно крутая, но подходящая для подъема артиллерии). Самой лучшей по крутизне подъема была дорога от Трактирного моста, которая в обход Сапун-горы вела в Городскую часть Севастополя. Вместе с ней наверх поднималась и Балаклавская дорога. Подъему по всем этим дорогам могли воспрепятствовать французские войска, занимавшие южную часть Сапун-горы (южнее Воронцовской дороги). А двигаться по Балаклавской дороге пришлось бы также под огнем англичан, стоявших у этого города. В общем, штурмовать Сапун-гору с востока было трудно, но крутизна подъема на эту гору давала русским и некоторые тактические преимущества. В частности, вражеская артиллерия не могла обстреливать склон, а вражеские стрелки на этом склоне были хорошей мишенью и для артиллерии, и для стрелков с русской стороны.
В целом, штурм высот у вершины Килен-балки был делом непростым. Если атаковать с одного направления, то самым выгодным было бы подниматься со стороны Севастополя по обе стороны Килен-балки. Подъем с этой стороны был наименее крутым, а фронт будущего сражения – максимально широким, хотя балка делила бы фронт надвое и мешала бы наступающим. Но наилучшим решением была, конечно, атака со всех направлений (от Севастополя, от Инкерманского моста и от Федюхиных высот). Однако эта все три атаки должны были состояться одновременно (что непросто из-за удаленности исходных позиций друг от друга), причем сам подъем на высоты должен был проходить в темноте или в тумане. В результате, сражение бы велось с максимально широким фронтом и минимальной плотностью огня со стороны англичан. И наконец, очень важно было бы то, что английские редуты с самого начала боя оказались бы в почти полном окружении.
В случае внезапной и быстрой атаки русские могли занять позицию восточнее Лабораторной балки, т.е. положение, из которого делали все осадные работы англичан против Корабельной стороны бессмысленными. Русским не удалось бы сбросить противника в море за один день битвы, но достаточно было закрепиться в указанном положении и предоставить противнику возможность контратаковать. А для выигрыша времени, необходимого для подготовки позиции, вполне сгодились бы вылазки из Севастополя и атака на Балаклаву. За счет этого можно было либо заставить противников отложить контратаку на следующий день, либо эта атака была бы проведена небольшими силами.
Предыдущее: Инкерман. Русские планы и силы. Часть 1. | Следующее: Инкерман. Русские планы и силы. Часть 3. |
Cодержание: Крымская война 1853 - 56.
Вернуться в начало раздела: Инкерманское сражение.
Для связи: Общие темы | По теме ПМВ.
Списки страниц: ПМВ-приложения || ЭИЧЦ || ФФВВ || КрыВо || КорВИО