Всеволод Юрьевич Большое гнездо.
А.А. Керсновский про Милютинскую реформу. Часть 4.
Схема Инкерманского сражения.
Записка Императора Николая I о войне с Турцией.
Ввинтовка Ли - Энфилд.
Немало было сделано союзниками и для завоевания господства в воздухе. Прибыло несколько эскадрилий из Англии. Французы в каждой ударной армии придали эскадрилью каждому корпусе (причем это были не эскадрильи по 4 аэроплана, как осенью 1914, а полноценные эскадрильи из 8 – 12 машин), в каждой армии была отдельная эскадрилья для корректировки огня тяжелой артиллерии, также в каждой армии имелась большая бомбардировочная эскадрилья. Всего с воздуха наступление должны были поддерживать около 500 самолетов.
Была проведена и масштабная инженерная подготовка. Французы на всех направлениях атаки провели сближение позиций на расстояние до 200 метров (а местами траншеи были сближены до 40 м, и перед артподготовкой передовые траншеи покидались пехотой), подготовили новые ходы сообщения, убежища для пехоты и выходы из окопов вперед. Было построено около 200 батарей со складами боеприпасов и сетями связи, были скрытно размещены госпитали на 100.000 человек и подготовлены места для размещения резервов. В Шампани была построена новая железнодорожная ветка и наведено несколько мостов через Марну. Главная заботой была маскировка работ, бивуаков и перемещения войск и артиллерии. Главная квартира требовала обеспечить максимальную скрытность развертывания 2-й армии и незаметность для противника маршрутов снабжения войск, находившихся в резерве.
В целом до 20 сентября 1915 года французы смогли скрыть от противника масштабы операции в Шампани, хотя германцы знали о ее подготовке и об участке, где оно состоится, но не знали о силе атаки. А потому для усиления обороны было направлено лишь около 10 тяжелых батарей (в том числе прибывающих с Восточного фронта). И лишь с началом бомбардировки германцы начали свои контрмероприятия. Зато в Артуа, где германцы заранее ждали нового удара, не удалось скрыть ни факт подготовки наступления, ни его масштаб. Уже в начале сентября германцы в Артуа готовили противнику огневые ловушки с применением пулеметов и артиллерии, а также подтягивали тяжелую артиллерию и авиацию для организации борьбы с вражескими батареями.
Тактический план атаки был следующим: Наступлению предшествовали три дня предварительной бомбардировки (и пристрелки батарей), в последний день перед наступлением должен был быть открыт интенсивный отвлекающий огонь вне участка атаки и огонь по тылам 1-й полосы обороны.
Перед пехотной атакой была запланирована основная бомбардировка германских позиций продолжительностью 2,5 – 3 часа. Артиллерия союзников должна была развить ураганный огонь без корректировки, поскольку стрелять предстояло в темноте и предрассветных сумерках. Легкая артиллерия должна была работать по переднему краю, тяжелая гаубичная – разрушать узлы сопротивления в глубине 1-й полосы обороны.
В период пехотной атаки часть батарей должна была вести огонь по позициям вражеской артиллерии, часть – бомбардировать пути подходов резервов противника, дальнобойная артиллерия должна была начать бомбардировку второй полосы обороны, а легкая и гаубичная –сконцентрировать огонь на еще удерживаемых противником участках первой полосы и создать перед своей пехотой огневой вал. При этом задача координации продвижения вперед пехоты и огневого вала решена не была.
Пехота первой линии была разделена на штурмовую (3 – 4 волны) и резервную. Первая должна была занимать разрушенные окопы противника, зачищать алые очаги сопротивления и штурмовать опорные пункты, стремясь продвинуться как можно глубже. А резерв должен был двигаться как можно ближе к боевым порядкам (по возможности скрытно) и питать их. В результате, ближние резервы на поле битвы двигались в колоннах в зоне поражения вражеской артиллерии и несли значительные потери от вражеского огня (иногда даже от пулеметного).
Авиация должна была начать подготовку наступления еще раньше. Авианалеты на тылы германцев планировалось начать еще 16 сентября. Главной целью при этом были железные дороги (особенно большие железнодорожные узлы), а затем – прочие пути сообщения, скопления войск и т.д.
Предыдущее: Армии Антанты. Часть 2. | Следующее: Армии Антанты. Часть 4. |
Cодержание: Западный фронт ПМВ; Первая Мировая Война.
Вернуться в начало раздела: Двойное осеннее наступление.
Для связи: Общие темы | По теме ПМВ.
Списки страниц: ПМВ-приложения || ЭИЧЦ || ФФВВ || КрыВо || АДрРу || КорВИО