Всеволод Юрьевич Большое гнездо.
А.А. Керсновский про Милютинскую реформу. Часть 4.
Схема Инкерманского сражения.
Записка Императора Николая I о войне с Турцией.
Ввинтовка Ли - Энфилд.
Первая мировая война стала важной вехой в развитии военного дела. В отличие от предыдущих войн глобального масштаба, Первая мировая стала войной позиционного типа практически на всех театрах, где она велась. Как следствие, изменилась стратегия войны (долгое время велась война на истощение живой силы и экономики), изменилась тактика (бой превратился в штурм непрерывных укрепленных полос), произошла адаптация армий к изменившимся условиям (рост огневой мощи за счет снижения подвижности).
Кроме того, Первая мировая война была близка к войне тотальной. Почти все мужское население подлежало призыву в вооруженные силы или работало на нужды вооруженных сил. Почти вся экономика была переведена на военные рельсы, а рыночная система распределения была подавлена.
Изменение характера войны повлекло за собой и изменение вооруженных сил участвовавших в ней государств, причем наиболее заметным было изменение сухопутных армий. Потому сейчас речь пойдет об изменениях армий и военного дела под влиянием особенностей ПМВ.
Основное изменение, конечно же, в численности армий. И дело не только в том, что на пике численности в конце 1917 года армии основных участников ПМВ были в 5 – 7 раз больше, чем армии мирного времени, а в том, что уже после начала Первой мировой армии продолжили рост и увеличились примерно в 2 раза по сравнению со своей численностью сразу после завершения первоначальной мобилизации. И одновременно численность артиллерии у армий на Западном фронте увеличилась как минимум в 3 раза.
А еще одним важным показателем роста вооруженных сил является расход боеприпасов. Его в условиях ПМВ лучше всего характеризует расход снарядов, так как это была война артиллерии. Так вот, к концу ПМВ расход снарядов во время больших сражений был таким, что все довоенные запасы сгорели бы за месяц.
В общем, к конце Первой мировой война велась так, что экономика находилась под предельной нагрузкой. И у некоторых стран, например, у Франции и у Германии, экономика нагрузку уже не выдерживала. В обеих странах население было на грани голода, а производство военной продукции не удавалось поддерживать на пиковом уровне. Таким образом, Первая мировая показала, что побеждать будет тот, у кого экономика сильнее и устойчивее.
Кроме того, Первая мировая война кардинально изменила структуру армий. Если начинали войну армии на 75% состоявшие из пехоты, на 15% из артиллерии и еще на 10 процентов из остальных родов войск, то в 1918 году на Западном фронте союзники имели такую структуру: Пехота – 56%; артиллерия – 28%; инженерные войска – 9%; кавалерия – 2,5%; авиация – 2%.
Позиционный характер войны привел к бурному росту численности артиллерии, причем рост был связан в первую очередь с ростом численности осадной артиллерии, подчиненной корпусному, армейскому или вышестоящему командования. А артиллерия дивизионного уровня увеличила свою долю незначительно, хотя количество орудий в дивизионной артиллерии выросло. Это связано с тем, что у артиллеристов уменьшился обоз, плюс меньшее количество людей занималось перевозкой снарядов (в самих батареях, в парках или в муниционных колоннах). В принципе, в позиционной артиллерии, которая не была способна самостоятельно передвигаться и составляла примерно половину всей артиллерии враждующих сторон, и не было всей системы перевозки снарядов вслед за армией, только минимальное количество транспортных средств для перевозки снарядов от железной дороги до батареи. В результате, количество людей, обслуживающих одно орудие сократилось примерно в 4 – 5 раз.
Также сильно выросла численность инженерных войск, необходимых и при штурме вражеских позиций, и при строительстве собственных позиций. Плюс к этому инженерные войска занимались строительством транспортной инфраструктуры и сетей связи. Заметим, сети связи оказались в несколько раз длиннее, чем предполагалось до войны, а дорог строили в десятки раз больше, чем планировали. А кроме того, каждая операция требовала строительства порядка сотни километров узкоколейных железных дорог. Их строительство и эксплуатация, а также эксплуатация и ремонт железных дорог в прифронтовой полосе потребовали значительно увеличить численность железнодорожных войск.
Но наиболее заметен рост авиации, численность личного состава которой выросла примерно в 30 раз. Примерно во столько же раз увеличилось и число самолетов. Примерно в 50 раз выросла численность технического и аэродромного персонала. Но значение авиации на поле боя выросло неизмеримо сильнее.
Предыдущее: Перемирие. Часть 3. | Следующее: Заключение. Часть 2. |
Cодержание: Западный фронт ПМВ; Первая Мировая Война.
Для связи: Общие темы | По теме ПМВ.
Списки страниц: ПМВ-приложения || ЭИЧЦ || ФФВВ || КрыВо || АДрРу || КорВИО