Всеволод Юрьевич Большое гнездо.
А.А. Керсновский про Милютинскую реформу. Часть 4.
Схема Инкерманского сражения.
Записка Императора Николая I о войне с Турцией.
Ввинтовка Ли - Энфилд.
Самым крупным из семейства тяжелых орудий фирмы Шнейдер, разработанных в 1909 – 10 годах, стала 9-дюймовая мортира, предложенная военным Бельгии и России. Бельгийцы несколько таких орудий заказали, а в России от орудия отказались. Вероятно, это произошло потому, что предложенная Шнейдером мортира лишь незначительно превосходила по боевым характеристикам старые русские пушки, и для осадных орудий на рубеже 1910-х годов эти показатели были слишком скромными. Тем не менее, фирма Шнейдер решила продвигать данное орудие для французской армии, разработав новый ствол калибра 220 мм под снаряд, использовавшийся мортирой де Банжа. А французской армии после 2-й битвы в Артуа потребовалось больше осадных орудий, чтобы разрушать позиции противника. Поэтому в октябре 1915 года Шнейдер получил заказ на первые 40 мортир.
Итак, 220-мм мортира Шнейдера обр. 1915 года (Mortier de 220 mm TR Mle 1915 Schneider) – скорострельная мортира, предназначенная для разрушения деревоземляных, кирпичных и слабых бетонных оборонительных сооружений, ведя огонь по крутым траекториям. Мортира была принята на вооружение без конкурса, поэтому получилась достаточно сырой, но долго оставалась на вооружении.
220-мм мортира имела ствол, поспешно разработанный в 1914 – 15 годах, его длина 2,33 м (10,6 калибра). По конструкции ствол – труба усиленная в задней части кожухом. 7 калибров – нарезная часть ствола, имеющая 92 нареза с постоянным углом 10 градусов. Поскольку орудие изначально разрабатывалось для менее длинного и менее тяжелого ствола, оно получило массивный затвор-противовес. Сам затвор был поршневым, закрывающимся в одно движение, с обтюратором де Банжа. То есть орудие имело картузное заряжание.
Баллистика у орудия была отличной для мортиры. Снаряду массой 100,5 кг оно могло придать начальную скорость до 415 м/с (минимальная начальная скорость – менее 200 м/с). Это позволяло метнуть снаряд на 10,8 км, что сопоставимо с дальностью стрельбы тяжелых пушек. Скорострельность орудия была невысокой. Хотя формально можно было делать 2 выстрела в минуту, реальная скорострельность не превышала 1 выстрела в минуту (для заряжания нужно опускать ствол), а при длительной стрельбе – выстрела в три минуты.
Хотя у орудий Шнейдера ствол лежал в люльке, у 220-мм мортиры он располагался над люлькой. В нее была опущена только нижняя часть затвора. Направляющими для ствола служили края люльки, а салазками был затвор, также имелись салазки под передней более тонкой частью ствола. В люльке находился механизм отката, этот механизм был гидропневматическим с постоянной диной в 1,3 м. Люлька жестко крепилась цапфами к станинам лафета, а механизм вертикального с секторами позади цапф обеспечивал угол возвышения от 10 до 65 градусов. Однако нужно заметить, что при максимальном возвышении люлька упиралась в землю, и требовалось отрыть ровик между станин.
Обычный для орудий данного семейства однобрусный лафет с параллельными станинами имел мощный сошник, но он использовался только при стрельбе с малым возвышением. На максимальном возвышении сошник складывался становился частью опоры для хоботовой части лафета.
Горизонтальное наведение обеспечивалось скольжением станин вдоль колесной оси, что для столь тяжелого орудия требовало огромных усилий. Суммарный угол горизонтального наведения составлял всего 6 градусов. И поворот орудия был делом долгим и трудным.
В 1915 году 220 мм мортира Шнейдера получила деревянные колеса со стальной шиной, но перевозить орудие на колесах было невозможно. Даже на позиции колеса уходили в грунт и обычно французские артиллеристы устанавливали орудие на деревянную платформу.
Мортира была очень тяжелым орудием, его масса достигала 7,46 тонны, поэтому перевозить его можно было только разобранным на две части: ствол и лафет. Но и в этом случае нужна была усиленная упряжка или трактор. Переход из походного положения в боевое требовал не менее 2 часов (а учитывая потребность в платформе и ровике для люльки, можно считать, что 6 часов – обычное время подготовки к бою).
Модель 1915 года на фронте зарекомендовала себя не очень хорошо. С подвижностью возникли значительные проблемы, плюс ось лафета часто ломалась и нередко ломались спицы колес. В 1916 году в конструкцию были внесены изменения (это орудие обозначалось Mortier de 220 mm TR Mle 1916 Schneider). Мортира получило подрессоривание, колеса вместо 12 спиц получили 14 и сплошные резиновые шины. За счет этого масса орудия выросла до 7,8 тонны. Однако скорость возки так и не превысила 4 км/ч, хотя Модель 1916 года можно было перевозить не разбирая, а только оттягивая ствол.
Орудие вполне удовлетворяло французских военных и во время ПМВ и после. Однако оно было хуже по совокупности показателей, чем новые германские мортиры и британские 8-дюймовые и 9-дюймовые гаубицы. Всего было выпущено не менее 470 штук. 8 из них были куплены Бельгией. Использовалось армиями Франции и Бельгии в начале Второй мировой войны, хотя к этому времени устарело. В ходе Второй мировой трофейные орудия использовались Третьим Рейхом и Испанией. Окончательно орудие было списано армией Франции после 1945 года. До настоящего времени сохранилось один или два экземпляра.
Предыдущее: Фарман МФ 11 (Farman MF 11). | Следующее: Французская 80-мм горная пушка де Банжа. |
Cодержание: Первая Мировая Война.
Вернуться в начало раздела: Оруже времен Первой мировой войны.
Для связи: Общие темы | По теме ПМВ.
Списки страниц: ПМВ-приложения || ЭИЧЦ || ФФВВ || КрыВо || АДрРу || КорВИО