En
---
Логотип в центре

Свежее на сайте

Евгений Александрович Радкевич.
А.А. Керсновский про Милютинскую реформу. Часть 4.
Бельгийский РАФ БЕ2д.
Записка Императора Николая I о войне с Турцией.
РАФ БЕ2 (RAF B.E.2).

Шрифт: A   A   A

В этот день в прошлом

23. 11.

Итоги Большого отступления. Часть 3.

Германские потери, которые были примерно втрое меньше, были, как это ни странно, намного опаснее с точки зрения стратегии молниеносной войны. Дело в том, что в тылу у германских армий было полностью дезорганизовано железнодорожное движения, и в начале сентября подкрепления должны были пешком идти с территории Люксембурга или из района Меца. А это две сотни километров до правого фланга – примерно 12 дней пути, а потому потери, понесенные германцами в ходе Большого отступления французов, было невозможно восполнить до окончания Битвы на Марне.

Не меньшей проблемой для германцев было крайнее утомление войск. Солдаты делали большие переходы, но при этом очень плохо питались. Они были близки к тому состоянию, когда человек готов упасть без сил и заставить его подняться, а тем более идти в атаку почти невозможно. Улучшить ситуацию было невозможно, так как обозы не справлялись с перевозкой на расстояние порядка 200 км, а чтобы восстановить железнодорожное сообщение, требовалось взять Мобеж и восстановить мосты на Маасе. Даже доставка боеприпасов была связана с определенными затруднениями. И в последние дни Большого отступления у германцев уже не раз возникал дефицит снарядов. И это все было следствием слишком быстрого и слишком долгого наступления, организованного, кстати, далеко не лучшим образом.

 

В общем, французский главнокомандующий (Жоффр) переиграл германского главнокомандующего (Мольтке-младшего) и за счет отступательно-флангового маневра смог изменить оперативную ситуацию в свою пользу, но чтобы добиться стратегического перелома, нужно было закрепить этот успех тактической победой в сражении. Жоффр оказался лучшим полководцем, чем Мольтке-младший, но хорош он был только на фоне своего, очень слабого противника. Даже ошибок, допущенных в период Большого Отступления, могло хватить для полного разгрома французских войск. Один только 50-километровый разрыв между 4-й и 5-й французскими армия (26 августа), куда нормальный полководец с большим удовольствием бы вогнал 5 корпусов, объединенных под управлением 3-й армии, едва не привел французов к катастрофе. Столь же «хороши» были попытки удержаться под Амьеном и Сен-Кененом. Ничем не был оправдан и риск, которому французы подвергались, цепляясь за Верден. Наоборот, оставленный в изоляции Верден мог бы стать заслоном на пути врага. А в складывавшейся ситуации он легко мог превратиться в ловушку для 3-й армии, даже если бы на западном фланге фронта французами была бы одержана крупная победа. (Вокруг Вердена германцы все же имели порядка 13 расчетных дивизий против 9 у французов, что позволяло им разбить 3-ю армию и окружить в Вердене ее остатки.)

Мольтке наделал гораздо больше ошибок, но они слабо проявились в ходе Большого отступления по той причине, что миллионные армии обладали слишком большой инерцией, т.е. движение германских армий вперед нельзя было остановить одним удачным действием французов, ибо отход на других участках увлекал бы за собой даже одержавшие победу войска. Но все же к Марне масса германских ошибок достигла критической величины. Это было показано выше, когда мы рассмотрели геометрию фронта и соотношение сил.

Предыдущее: Итоги Большого отступления. Часть 2.  Следующее: Осада Мобежа. Часть 1.

Cодержание: Западный фронт ПМВ; Первая Мировая Война.

Вернуться в начало раздела: Большое отступление 1914 года.

***   ^^^

Метки статьи:


 


Добавьте комментарий.
Их еще мало...

Понравилось? Нажми здесь!! ( )

Поделиться с друзьями: BK   ОдК   twit   fb   g+

Также смотрим:

 

 

Для связи: Общие темы | По теме ПМВ.

Списки страниц: ПМВ-приложения || ЭИЧЦ || ФФВВ || КрыВо || АДрРу || КорВИО

Немного истории 2013 - 2017 (l, s, v)