En
---
Логотип в центре

Свежее на сайте

Евгений Александрович Радкевич.
А.А. Керсновский про Милютинскую реформу. Часть 4.
Бельгийский РАФ БЕ2д.
Записка Императора Николая I о войне с Турцией.
7.7-см зенитная пушка Рейнметалл.

Шрифт: A   A   A

В этот день в прошлом

21. 11.

Вторая промышленная революция. Часть 1.

Крупный экономический кризис середины 1830-х годов завершил период первой промышленной революции. До 1844 года состояние экономики индустриальных стран может быть охарактеризовано как депрессивное. Доходность капитальных вложений и процентная ставка были достаточно низки (в сравнении с предыдущим периодом). И в этих условиях лучшим способом разогреть экономику были инфраструктурные проекты. (Так же, как во время 1-й промышленной революции, когда активно строились каналы.) Такими инфраструктурными проектами во всех развитых странах Европы и Северной Америки стали железные дороги.

Бум железнодорожного строительства начался в Великобритании в 1844 году. Вскоре «железнодорожный пузырь» на финансовом рынке лопнул, вызвав очередной финансовый кризис, но строительство железных дорог продолжалось достаточно высокими темпами. В Великобритании по проектам 1844 года было построено более трети существующих ныне дорог, что говорит о том, что дороги строились с учетом потребностей общества и экономики.

В последующие годы железнодорожный бум начал распространяться по всем странам Европы и в США. Именно он начал новый глобальный экономический подъем (хотя и не имевший в начале реального основания), который привел к новой промышленной революции.

Строительство национальных сетей железных дорог многократно увеличило потребность экономики в стали. Если рельсы могли быть и чугунными, то колеса, паровые машины, стрелки, крестовины, оборудование станций и депо должно было быть стальным. Работа инженеров в этой области привела к тому, что в 1850-х годах был создан Бессемеровский процесс получения стали, а немного позже был разработан Мартеновский процесс и способ удаления фосфора из железа. Дешевая стать стала новым конструкционным материалом и вытеснила мягкое железо и чугун из строительства, судостроения, транспорта и т.д.

Но одновременно это стало началом конца господства Великобритании как главного производителя угля, железа и стали в мире. Мартеновский процесс позволял получать качественную сталь из менее качественного сырья (обычного для континентальной Европы) и использовать при этом можно было менее качественный уголь. При наличии торговых барьеров и поддержке собственных производителей это означало поражение англичан в конкурентной борьбе на континенте.

Дешевая и очень прочная сталь сделала возможным строительство мостов, эстакад и небоскребов. Стальные рельсы сделали безопасными и более дешевыми перевозки по железной дороге. Скорость железнодорожных перевозок также выросла примерно в 2 раза. Получилось так, что железнодорожный бум (кстати, вместе с Крымской войной) подстегнул создание технологий производства стали, а сталь сделала экономически эффективными железные дороги.

Правда, нужно заметить, что сталь 1860-х – 1880-х годов была в современном понимании не очень прочной. Сейчас подобная сталь именуется конструкционной (из нее, например, изготавливается арматура) и не используется в машиностроении. Машиностроение, судостроение, производство оружия… пережили свою революцию, когда были созданы легированные стали. Первыми из них стали марганцевые, появившиеся только в конце 19-го века.

Тем не менее, сталь позволила сделать очень многое: паровые машины стали легче и мощнее, появились цепные передачи, паровые турбины, подшипники качения и т.д. Были разработаны более легкие и совершенные машины в почти всех отраслях производства.

Для мировой торговли самым важным оказалось то, что были созданы более экономичные паровые машины, были построены первые стальные корабли и был изобретен корабельный винт. За счет этого пароход впервые смог пересечь Атлантику без помощи парусов и начал вытеснять парусники с трансатлантических пассажирских и торговых маршрутов. Перевозки по морю стали вдвое дешевле, чем раньше. А перевозки между Азией и Европой стали дешевле примерно в 5 раз после постройки Суэцкого канала.

В результате, новая революция в технике и в технологии потребовала увеличения добычи железных руд и угля в десятки раз. А это оказалось возможным только за счет появления новых технологий в горном деле: шахты превратились в огромные механизированные фабрики с вентиляцией, с постоянной откачкой грунтовых вод, с новыми проходческими и транспортными механизмами. И все равно, человечество вынуждено было переходить к освоению все более труднодоступных месторождений и вкладывать ресурсы в геологоразведку. Т.е. несмотря на совершенствование технологий, снижения цен на сырье не происходило. И постепенно стоимость сырья стала важнейшим компонентом стоимости готовой продукции.


-----

Следующим по важности было изобретение процесса вулканизации каучука и создания резины. Следствием этого стало появление массы резиновых изделий, одним из которых стали резиновые шины. Вместе с прочными сталями это позволило создать удобный, дешевый и достаточно эргономичный личный транспорт – велосипед. Это было благо совершенно нового типа, создавшее целый личных транспортных средств для всех рынок, который в последствие был заполнен мотоциклами и автомобилями.

Перегонка нефти также была изобретена в рассматриваемый период. Сначала основным продуктом был керосин, который использовался для освещения. А затем применение нашлось и бензину, и более тяжелым фракциям, и битуму, остававшемуся после переработки нефти. Появление спроса на нефть привело к постепенному развитию ее добычи. Первоначально нефть добывали открытым способом, и лишь постепенно было изобретено бурение нефтяных скважин, закачивание воды в них и т.д.

Нефть стала новым топливным ресурсом, потеснившим уголь. А эксперименты с нею привели к появлению двигателей внутреннего сгорания, которые оказались более эффективны, чем паровые машины. Эффективный двигатель, резиновые шины, легкие стальные рамы – все это позволило создать автомобиль, в первую очередь грузовой, который изменил транспортировку грузов внутри континентов в районах, где неэффективны оказывались железные дороги.

Еще большую важность для экономики имело появление электрических двигателей и электрической передачи энергии. Теперь все станки на фабрике не нужно было механически соединять с паровой машиной (или дизелем и т.д.) Предприятия перестали быть ограничены мощностью собственных источников энергии и стали использовать городские электрические сети (нередко, правда, не город снабжал фабрику электроэнергией, а фабрика питала город). В результате, сократился объем капитальных вложений, необходимый для создания предприятия. Появился электрический транспорт и электрическое освещение.

И одновременно возникла электротехническая промышленность, производившая продукт сложный и высокотехнологичный. В конце 19-го века доля этой отрасли среди потребителей высококвалифицированного труда была достаточно высока. Одновременно электротехника создала спрос на цветные и драгоценные металлы, а значит, подстегнула развитие цветной металлургии.

Предыдущее: Золотой стандарт.  Следующее: Вторая промышленная революция. Часть 2.

Cодержание: Экономическая история цивилизации.

***   ^^^

Метки статьи:


 


Добавьте комментарий.
Их еще мало...

Понравилось? Нажми здесь!! ( )

Поделиться с друзьями: BK   ОдК   twit   fb   g+

Также смотрим:

 

 

Для связи: Общие темы | По теме ПМВ.

Списки страниц: ПМВ-приложения || ЭИЧЦ || ФФВВ || КрыВо || АДрРу || КорВИО

Немного истории 2013 - 2017 (l, s, v)