En
---
Логотип в центре

Свежее на сайте

Евгений Александрович Радкевич.
А.А. Керсновский про Милютинскую реформу. Часть 4.
Бельгийский РАФ БЕ2д.
Записка Императора Николая I о войне с Турцией.
7.7-см зенитная пушка Рейнметалл.

Шрифт: A   A   A

В этот день в прошлом

21. 11.

Россия 19-го века: новая модернизация. Часть 1.

Для Российской Империи первая половина 19-го века стала временем кризиса как модели государственного устройства, так и экономической модели. Бюрократическая деспотия, которая выстраивалась со времен Петра I, столкнулась с оппозицией внутри класса, на который надеялась опереться, т.е. внутри «просвещенного дворянства». Реакцией на это стало раздувание государственного аппарата, чтобы 1) различными путями контролировать внутреннюю оппозицию; 2) чтобы как можно сильнее привязать дворянство и лояльную к власти прослойку мещанства материально.

Рост слоя бюрократов разных мастей вызвал опережающий рост государственных расходов притом, что их эффективность стала снижаться. В Крымской войне (1854 – 1855) впервые проявилась неэффективность расходов военных. Формально армия должна была насчитывать более миллиона человек, но реально была значительно меньше (а отпускаемые на ее содержание суммы растворялись где-то в недрах интендантства). Еще интереснее, что ружей (даже устарелых гладкоствольных) было достаточно только для того, чтобы вооружить половину армии. Флот также недополучал деньги на развитие, но зато по численности оставался третьим в мире. Т.е. бюрократическую машину разъедали коррупция и банальное казнокрадство. Результатом, как известно, стало поражение в войне.

Точно также была в кризисе и экономическая модель, в основание которой был положен труд несвободных людей в сельском хозяйстве и промышленности. Производительность труда и тут, и там была очень низкой, инвестиции в основной капитал – недостаточными, технологии – устаревшими. Потому и к мобилизации экономика оказалась малоспособна: не удалось ни увеличить производство оружия, ни даже доставить мобилизованных людей к местам сражений.

К тому же главным потребителем промышленной продукции оставалось государство, на экспорт шел небольшой объем сырья и полуфабрикатов. И одновременно перевозка грузов из России в Европу была слишком дорогой, чтобы российская продукция могла конкурировать с европейской. В частности, только из-за дороговизны перевозки в Европу и из-за удорожания добычи (при исчерпании месторождений) русское железо проигрывало английскому и бельгийскому в первой половине 19-го века.

В тот же период государство не имело внятной экономической политики. При Екатерине II возобладала свобода торговли, при Александре I она сохранялась до 1822 года, когда началась эпоха протекционизма, продолжавшаяся до Александра II; при Александре III правительство вновь перешло к протекционизму.


-----

Первый подъем русской промышленности в 19-м веке связан с установлением режима протекционизма и частичным освобождением крестьян (и заводских рабочих) при Николае I. Этот период характеризовался подъемом легкой промышленности (ткацкое производство, кожевенное производство), производства сахара (из свеклы), первые предприятия в сфере машиностроения. В целом, объемы промышленного производства за это время выросли примерно в 2,5 раза. Были созданы несколько десятков фабрик, которые вполне обеспечивали потребности государства в хлопковых тканях (но потребности страны).

Но нужно заметить, что в России долгое время не добывался каменный уголь металлургического качества. До 1880 года почти весь чугун производился при использовании дорогого (трудоемкого в производстве) древесного угля. Т.е. условия для развития металлургии были невыгодными и, в принципе, в этот период было бы выгоднее импортировать чугун и сталь. Лишь после начала разработки углей на Украине начался новый подъем русской металлургии.

И все же при Николае I внимание развитию промышленности уделялось недостаточно. Отрасли, в которые должно было осуществлять капитальные вложения государство, а именно: производство вооружения и металлообработка, судостроение, инфраструктура, добывающая… получали недостаточно инвестиций и заказов. Так, например, к окончанию Крымской войны протяженность железных дорог в России была в 15 раз меньше, чем в Великобритании. Системы судоходных каналов, по которым могли бы ходить пароходы, не было. Вернее каналы были, но они были рассчитаны на движение небольших судов с конной тягой или с бурлаками. Зато в Европейской части в первой половине 19-го века была построена «стратегическая» сеть шоссе. Добыча топливного угля также была не развита, и паровые машины морского флота, а также часть паровозов и речных пароходов работали на завозном угле (английском, между прочим!).

Предыдущее: Вторая аграрная революция.  Следующее: Россия 19-го века: новая модернизация. Часть 2.

Cодержание: Экономическая история цивилизации.

***   ^^^

Метки статьи:


 


Добавьте комментарий.
Их еще мало...

Понравилось? Нажми здесь!! ( )

Поделиться с друзьями: BK   ОдК   twit   fb   g+

Также смотрим:

 

 

Для связи: Общие темы | По теме ПМВ.

Списки страниц: ПМВ-приложения || ЭИЧЦ || ФФВВ || КрыВо || АДрРу || КорВИО

Немного истории 2013 - 2017 (l, s, v)