Евгений Александрович Радкевич.
А.А. Керсновский про Милютинскую реформу. Часть 4.
Бельгийский РАФ БЕ2д.
Записка Императора Николая I о войне с Турцией.
7.7-см зенитная пушка Рейнметалл.
Отдельный вопрос – температуры зимой в Карпатах. На высотах порядка одного километра средние дневные температуры зимой около 0 градусов, часты оттепели, но возможны и морозы до 15 градусов. А вот ночью мороз около 10 градусов – нормальная ситуация (т.е. суточный ход температур достаточно большой). Но и ночные морозы в 30 градусов являются обычным делом.
Воевать в таких условиях очень сложно. Когда устанавливается теплая погода, дороги нужно постоянно расчищать от снега. При похолоданиях на южных склонах дороги и тропы покрываются коркой льда. По ночам в окопах солдаты рискуют получить тяжелые обморожения. Артиллерии нужны двойные, а то и тройные упряжки. Глубокий снег тормозит развитие атак. Зато растет роль средней и тяжелой гаубичной артиллерии, поскольку укрытия пехоты зимой – снег и дерево, так как окопы выкопать сложно. И это же требует от наступающего постоянно продвигаться вперед, чтобы не давать отходящим войскам закрепляться.
В общем, задача наступающих – сокрушить противника огнем артиллерии, а потом не давать ему закрепиться. Но все это требует безустанного движения артиллерии, а главное артиллерийских транспортов вперед, не отставая от пехоты. И вот тут возникает главная проблема зимней горной войны – дороги. Германская Южная армия имела в своем тылу железную дорогу Мункач – Стрый, которая была исправна почти до перевала, но дальше приходилось пользоваться гужевым транспортом. Техники для расчистки дорог не было, поэтому их приходилось чистить вручную. Продвижение обозов определялось темпом расчистки дорог. А для выполнения этой задачи требовались целые дивизии дорожных рабочих. Легко догадаться, что их не было, как и лыжных отрядов, способных заменить зимой кавалерию. Поэтому нужно признать, что подготовка Конрада к наступлению в горах была неправильной. Он не справился с трудностями, созданными природой.
Там, где планировалось наступление русских армий, ситуация была немного легче. В Буковине было меньше снега, и могла действовать кавалерия. Хотя обозы русских гарантированно бы не справились с перевозками, как только войска поднялись бы к перевалам. Поэтому и здесь было важно действовать вдоль железных дорог, ведущих из Станиславова и Черновцов в Закарпатье.
На другом фланге, в Бескидах, снега было много, но можно было правильно организовать оборот санных и колесных обозов, поскольку крутизна многочисленных дорог была небольшой, а пути уже были наезжены. К тому же вдоль Сана к Лупковскому перевалу вела железная дорога с высокой провозоспособностью, а в недалеком тылу у русских находилась дорога от Самбора до Горлице.
В Бескидах, при достаточном количестве гаубичной, горной и легкой артиллерии, при наличии у нее полного боекомплекта и полных парков, можно было разбить противника и затем развивать наступление с темпом до 7 км в сутки, несмотря на все природные трудности. Но и здесь продвигаться вне дорог было бы очень сложно. Операция должна была завершиться с выходом из гор, после чего потребовалась бы полная реорганизация тыла.
Тем не менее, русские армии должны были выйти из горной полосы намного быстрее, чем противник. Следовательно, при встречном характере операций победа должна была остаться на стороне русских. Нужно было лишь постоянно стремиться навязывать свою волю противнику, а не подчиняться его воле, направляя резервы на оборону всех угрожаемых направлений.
Предыдущее: Карпаты зимой. Часть 1. | Следующее: Силы ЮЗФ перед началом Карпатской операции. |
Вернуться в содержание: Русский фронт Первой Мировой Войны.
Вернуться в начало раздела: Карпатская операция 1915.
Для связи: Общие темы | По теме ПМВ.
Списки страниц: ПМВ-приложения || ЭИЧЦ || ФФВВ || КрыВо || АДрРу || КорВИО