Евгений Александрович Радкевич.
А.А. Керсновский про Милютинскую реформу. Часть 4.
Бельгийский РАФ БЕ2д.
Записка Императора Николая I о войне с Турцией.
7.7-см зенитная пушка Рейнметалл.
Основные сражения во время Краковско-Ченстоховской операции развернулись вдоль низкогорной гряды, тянущейся от Кракова по междуречью Пилицы и Варты к Ченстохове. Вблизи Кракова эта гряда идет по западному берегу р. Шренява.
Высота гор свыше 300 метров над уровнем моря; некоторые имеют высоту 400 метров, но над окружающей их Малопольской возвышенностью они поднимаются на 100 – 200 метров. Наибольшей высоты они достигают в 30 – 40 км к северу от Кракова, в районе Скала – Вальбром. Здесь же, северо-западнее Вальброма, находится господствующая над всем районом операции гора Замкова, высотой 500 м над уровнем моря. В этом районе и у Ченстоховы холмы гряды более всего напоминают горы, хотя у Ченстоховы они ниже и кажутся высокими только из-за господствования над долиной Варты. По большей части холмы и горы этой гряды поросли лесом. Для обороны эта гряда достаточно удобна, хотя и имеет несколько проходов: в излучине Варты у Ченстоховы, в верховьях Пилицы и у Вальброма.
Севернее Ченстоховы занятая германцами позиция упиралась в Варту, которая в этом районе уже имеет ширину свыше 50 метров и обладает достаточно быстрым течением. И севернее австрийская 2-я армия должна была действовать в долине Варты на весьма удобной территории без лесов и болот.
В районе Кракова находится еще несколько хребтов, параллельных тому, на котором собирались обороняться австрийцы. На одном из них находились передовые позиции Кракова, на другом – северо-восточный фронт крепости.
Русским предстояло подниматься в горы из долины Пилицы и из долины Шренявы. В районе местечка Пилица и южнее подниматься было никуда не нужно, здесь предстояло наступать по долине Пилицы и вдоль хребта южнее. На восточном берегу Шренявы находился достаточно сильный оборонительный рубеж, на котором могли обороняться войска 9-й армии, если бы удар было решено наносить только в районе Ченстоховы.
Южнее Ченстоховы в тылу у позиции немцев находился участок двухпутной Варшавско-Венской железной дороги с ее ответвлениями на Краков и на Вальбром (и далее на Кельце и Радом). За счет этого немцам было намного проще маневрировать силами вдоль фронта, да и подвоз припасов существенно облегчался. Русские везли припасы до Кельце (в первые дни операции – только до Радома), откуда они перевозились по Ченстоховскому и Краковскому шоссе к войскам. Эти же шоссе должны были стать основными направлениями наступления. Но нужно отметить, что оба шоссе находились в неудовлетворительном состоянии, а все инженерные сооружения на них было разрушены при отходе немцев. Грунтовые дороги также находились в неудовлетворительном состоянии, поскольку замерзали по ночам и оттаивали днем.
Операция начиналась поздней осенью, когда дневные температуры в среднем еще положительны, а ночные – уже отрицательны. К моменту завершения операции, т.е. в последние дни ноября, даже в южной Польше в начале 20-го века уже устанавливалась зима. В 1914 году зима наступила раньше обычного, поэтому, начиная со второй недели операции, войска сражались в зимних условиях, хотя таких сильных морозов, как в районе Бзуры не было. В первую очередь это вело к замедлению наступления для всех участвующих в сражении армий. Но для русской армии, далеко оторвавшейся от своих баз снабжения, это означало заметный рост заболеваемости среди голодных солдат и падеж лошадей от бескормицы.
Предыдущее: Силы центральных держав. | Следующее: Крепость Краков. |
Вернуться в содержание: Русский фронт Первой Мировой Войны.
Вернуться в начало раздела: Краковско-Ченстоховская операция.
Для связи: Общие темы | По теме ПМВ.
Списки страниц: ПМВ-приложения || ЭИЧЦ || ФФВВ || КрыВо || АДрРу || КорВИО