Евгений Александрович Радкевич.
А.А. Керсновский про Милютинскую реформу. Часть 4.
Бельгийский РАФ БЕ2д.
Записка Императора Николая I о войне с Турцией.
7.7-см зенитная пушка Рейнметалл.
Лодзинская операция проходила, в основном, на левом берегу Вислы на территориях, ограниченных с востока и северо-востока рекой Висла, с запада – линией Торн – Коло и рекой Вартой; с юга линией Бреслау (Бреславль) – Пьотроков, и нижним течением реки Пилица.
Если не считать района Лодзи и Пьотрокова, вся эта территория – низменность со слабо выраженным рельефом. Леса и рощи на этой равнине являются более эффективными укрытиями, чем складки местности. В близи Лодзи сходятся две гряды возвышенностей. Одна из них тянется в сторону Средней Вислы, являясь водоразделом между Бзурой и Пилицей, вторая тянется с севера на юг и является водоразделом между Вислой (ее притоками Пилицей и Бзурой) и Вартой. Холмы невысокие – не выше 50 м – и достаточно пологие. Лишь к юго-востоку от Лодзи у Ежова и Бржезин холмы более высокие и крутые. К северу от Лодзи, у Кутно и в долине Бзуры местность почти плоская. Лишь вблизи Вислы встречаются песчаные дюны высотой около 10 м.
Несмотря на равнинный характер местности, болот на вислинском левобережье немного. Многие болота в начале 20-го века были осушены местным населением. Сильно заболочена долина Бзуры, переправа через которую крайне затруднена в низовьях (ниже Сохачева) и верховьях (вблизи Ленчицы). Вблизи Ловича долина Бзуры заболочена местами. Также во многих местах была заболочена долина Варты, но болота не были протяженными.
Крупнейшие реки района – Висла, Варта и Бзура. Все реки равнинные с медленным течением и топкими берегами. Висла в своем нижнем течении имеет ширину до километра и глубину свыше 5 метров. В ноябре (по крайней мере в начале) река еще свободна ото льда. Для переправы через Вислу имелись постоянные мосты в Варшаве, Новогеоргиевске и Торне. Между последними двумя пунктами не было ни одного постоянного моста, не было и временных переправ. При этом нужно заметить, что и армейскими средствами навести мост на Висле русские не могли. Стандартный понтонный парк позволял лишь навести мост длиной 400 метров. Германцам навести временнй мост тоже было не просто: для этого требовалось 6 понтонных рот. В Плоцке имелась паромная переправа, но с малой грузоподъемностью.
Бзура – небольшая река шириной около 70 м в нижнем течении, достаточно глубокая и не имеет бродов. На Бзуре имелось несколько постоянных мостов, паромные переправы и так далее. Тем не менее, Бзура считается очень удобным рубежом обороны из-за болот и лесов на ее берегах. Варта – более крупная река, свыше 100 метров ширины в районе севернее Лодзи. Долина река местами заболочена, переправ через реку немного. Долина реки узкая и достаточно глубокая, что понижает ее ценность в качестве рубежа обороны. Обе стороны в ходе операции предпочитали контролировать постоянные переправы и возвышенности на своем берегу, а не сами берега Варты. Приток Варты Нер в своем нижнем течении является сложным препятствием, так как протекает в заболоченной долине, которая простирается почти до верхнего течения Бзуры у Ленчицы. В районе операции протекало также несколько мелких притоков Бзуры, которые в обычных условиях не были бы преградой для войск, но в условиях предзимья (в начале 20-го века в ноябре в районе Лодзи ночные температуры были уже отрицательны, подробнее) переправа через них вброд затруднительна.
Лесов на равнине не много, так как вся она освоена. Самые крупные лесные массивы находились вблизи Вислы. Также поросли лесом берега Бзуры. Однако небольших лесов и рощ было много.
В связи с бурным экономическим развитием района Лодзи в последней трети 19-го века, вся территория вокруг нее и в направлении к Варшаве была густо покрыта дорожной сетью. Шоссе были многочисленными, но качество постройки было невысоким. Они не были рассчитаны на передвижение транспортных средств более 2 – 3 тонн. Поэтому до того, как в 20-х числах ноября дороги сковал мороз, передвижение войск и обозов было замедленным (процентов на 20 – 25). Особенно трудно было перевозить тяжелую артиллерию. Железные дороги шли от Варшавы на Кутно и Пьотроков, от обеих этих дорог имелись ответвления на Лодзь. Из Кутно шли железные дороги в Торн и в Позен. Все действовавшие дороги имели одну колею.
Также военные действия в Лодзинской операции захватили правобережье Вислы. Здесь действовать приходилось в лесистой и заболоченной местности в среднем и верхнем течении реки Вкра и других притоков Нарева. Основная борьба шла за железные дороги и шоссе, проходящие через Млаву и Сольдау.
В общем, самое важное в географии Лодзинской операции то, что русские не использовали для прикрытия своего фланга стратегически выгодный рубеж по реке Бзура и выдвинули войска к северу от него для обороны узла дорог в Кутно. При этом эти войска были лишены свободы маневра и при атаке с запада были бы зажаты в углу, образованным Вислой (без мостов) и нижней Бзурой. Именно там через 25 лет погибнет польская армия «Познань»…
Предыдущее: Разведка немцев перед Лодзью. | Следующее: 1-я армия начинает |
Вернуться в содержание: Русский фронт Первой Мировой Войны.
Вернуться в начало раздела: Лодзинская операция.
Для связи: Общие темы | По теме ПМВ.
Списки страниц: ПМВ-приложения || ЭИЧЦ || ФФВВ || КрыВо || АДрРу || КорВИО