Евгений Александрович Радкевич.
А.А. Керсновский про Милютинскую реформу. Часть 4.
Бельгийский РАФ БЕ2д.
Записка Императора Николая I о войне с Турцией.
РАФ БЕ2 (RAF B.E.2).
Тем временем на помощь русским пришла природа. Днем 1 (13) ноября пошел сильный при крепком юго-западном ветре. В ночь на 2 (14) ноября 1854 года (ближе к утру_ ветер резко сменил направление на юго-восточное, около 7 утра он внезапно достиг ураганной силы, а затем в течение 6 часов быстро сместился к западному. И для русских, и для их противников ухудшение погоды оказалось совершенно неожиданным. Вначале хуже всего пришлось английским и турецким транспортам, ожидавшим разгрузки у входа в Балаклавскую бухту. Англичане потеряли 11 судов (включая нанятые турецкие), еще несколько получили значительные повреждения. Там же погибли два турецких фрегата.
Около 11 часов ветер развернулся к западу и теперь стали гибнуть французские транспорты, которые до того укрывались за Херсонесским мысом. 18 судов были выброшены на мели от батареи Карташевского до устья Качи. Экипажи судов, выброшенных у Бельбека, были частично спасены русскими.
Еще катастрофичнее была ситуация у Евпатории. Здесь судам было укрыться негде, поскольку рейд был открытым для юго-западных ветров. Поэтому почти весь союзный отряд, стоявший на рейде у Евпатории, был сорван с якорей и уничтожен штормом. Погиб, в том числе, французский линейный корабль «Генрих IV».
Таким образом, потери союзного флота были сопоставимы с потерями в крупном морском сражении. Причем Балаклавская бухта была на несколько недель заполнена поврежденными судами, что мешало работе порта. Да и поток грузов во французскую армию заметно сократился.
Русские, несмотря на то, что их флот стоял в бухте, тоже пострадали. Несколько небольших кораблей в результате обрыва якорных канатов вынесло на мель, но серьезных повреждений не было. Однако это лучше всего показывает силу ветра во время бури 2 (14) ноября.
Эта буря наделала дел и на суше. Все траншеи осаждающих и осажденных были залиты водой и грязью. Дождь размыл валы батарей и дороги от бух к лагерям и батареям. В лагерях осаждающих посрывало палатки и разметало бараки. Был промочен весь запас дров в лагерях осаждающих, часть запасов пороха также была подмочена.
И хотя на суше буря была не столь опасна, как на море, вскоре в союзной армии усилились болезни. Во-первых, это связано с тем, что в течение примерно недели все силы союзников были направлены на исправление разрушений, и люди просто устали. Во-вторых, стало намного хуже с горячей пищей и кипяченой водой. В-третьих, буря просто размыла отхожие места. В-четвертых, одежда в союзной армии была недостаточно теплой. В-пятых, лазареты союзников пострадали во время бури, эвакуация больных в Стамбул нарушилась, и качество медицинской помощи заметно упало.
В общем, положение осадной армии было бедственным. Снабжение резко ухудшилось, нарушилось даже снабжение армии продовольствием и фуражом, доставлять на батареи снаряды и орудия стало крайне сложно. Как следствие, наблюдалось падение боевого духа в осаждающей армии, о котором русские знали от многочисленных перебежчиков. Тем не менее, русская армия еще не восстановилась после Инкерманского сражения, а потому никаких активных действий предпринято не было. Но ослабление давления на Севастополь высвободило рабочие руки гарнизона, которые до того ежедневно были заняты исправлением и улучшением укреплений. Поэтому вскоре гарнизон начал развивать систему передовых укреплений, которые должны были помешать будущим штурмам крепости. Теперь изменения характера борьбы за Севастополь были видны невооруженным взглядом.
Предыдущее: Второй этап осады Севастополя. Часть 4. | Следующее: Второй этап осады Севастополя. Часть 6. |
Cодержание: Крымская война 1853 - 56.
Вернуться в начало раздела: Оборона Севастополя (Зимний этап).
Для связи: Общие темы | По теме ПМВ.
Списки страниц: ПМВ-приложения || ЭИЧЦ || ФФВВ || КрыВо || АДрРу || КорВИО