Евгений Александрович Радкевич.
А.А. Керсновский про Милютинскую реформу. Часть 4.
Бельгийский РАФ БЕ2д.
Записка Императора Николая I о войне с Турцией.
Ввинтовка Лебеля.
Столь же крупной проблемой для немецкой армии должна стать проблема снабжения. Левый фланг и центр германского фронта стоят на месте, поэтому для них снабжение не является проблемой, а вот правое крыло отрывается от своих баз на 150 километров уже к моменту вступления во Францию. Если железные дороги в Бельгии не работают, то для снабжения армий нужно организовать перевозки гужевым транспортом из района Ахена. (И не стоит забывать, что в Германии в 1914 году еще физически нет 200 тысяч грузовиков необходимых для создания механизированного тыла, как нет и необходимых запасов бензина и авторезины.)
В те времена отрыв от своих баз более чем на 4 перехода (120 – 160 км) уже означал ухудшение снабжение и отсутствие у войск свежих продуктов. Возможно, за счет оптимизации системы снабжения можно было бы увеличить этот отрыв до 200 км. То есть, без бельгийских железных дорог германская армия остановилась бы, едва войдя в пределы Франции. В реальности, железные дороги в Бельгии действовали, но примерно на половину своего потенциала. И только в случае, когда бельгийский транспорт попадает в руки немцам в полной сохранности, они могут обеспечить отличное снабжение своих войск на расстоянии до 150 км от Франко-бельгийской границы. Для выхода в низовья Сены этого достаточно. А дальше остается надеяться на ограбление местного населения и слабое сопротивление французской армии. В любом случае, проблему снабжения нельзя назвать в плане Шлиффена решенной.
По опыту боев во Франции в 1914-м году одной из проблем Плана Шлиффена называют слишком высокую подвижность центра при низкой подвижности правого фланга. Утверждается, что фланговые армии должны двигаться со скоростью 40 км в день, а иначе центр опередит их, и весь план разрушится. На самом деле, такая подвижность правому флангу и не нужна. При рациональном распределении сил и координации усилий правофланговые армии всегда будут опережать центр, который будет скован боем с неприятелем. И неприятель этот будет отступать только из-за появления фланговой угрозы, а не из-за поражения в бою с центральными армиями. За счет этого центр всегда будет позади. Может даже возникнуть разрыв между центром и правым флангом, который слишком сильно опередит центр. В этом и заключается классическая немецкая концепция окружения неприятеля, скованного боем, которую германские армии успешно реализовывали в маневренные периоды обеих мировых войн.
Следующий пункт критики Плана Шлиффена – недооценка возможностей железных дорог при переброске войск с одного участка фронта на другой. Но Шлиффен-то почти правильно оценивал эти возможности, он правильно стремился завлечь противника в Эльзас-Лотарингию, и направлял обходной маневр к западу от Парижа. Он допускал, что противник снимет с фронта войска для обороны Парижа, но Париж был в начале 20-го века огромной крепостью, для обороны которой нужны минимум 10 дивизий. Еще примерно 15 дивизий нужны французам для создания ударной группировки, которая либо остановит правый фланг немцев на Сене, либо разорвет фронт немцев к северу от Парижа. Для переброски такой массы войск (это более 400.000 тыс. человек, 100.000 лошадей, 1.300 орудий, плюс другое вооружение и имущество) нужны минимум 15 дней (а скорее, и больше), а эти войска еще надо снять с фронта, который (если французы начнут наступление в Эльзасе) оторвется от железной дороги на пару-тройку переходов… Вот и получается, что с момента вторжения во Францию немцы имеют 20 дней на завершение маневра, примерно как и заложено в Плане.
И остается заметить, что критика Плана Шлиффена за переоценку управляемости армий и за недооценку внутренних трений совершенно справедлива. Мольтке-младший не смог справиться с управлением полуторамиллионной маневрирующей армией. И у любого другого полководца возникли бы проблемы (но, пожалуй, меньшего масштаба). Однако у противника, которому предстояло перегруппировать неверно развернутую армию, проблем было бы больше… Усталость немецких войск Шлиффен также недооценил. Преодолевшая 400 километров за две недели пехота не слишком способна к бою, да и преследовать более свежего противника она не сможет, а значит, значительная часть вражеской армии спасется из окружения, запланированного Шлиффеном. Маневрирование французов в 1914 году показывает, что Шлиффен мог рассчитывать на окружение гарнизона Парижа и одной большой французской армии в районе Вердена и Нанси.
Таким образом, План Шлиффена имеет значительное число слабых мест, чтобы быть полностью реализованным. Однако его идея вполне правильна и могла быть реализована частично. Скорее всего, война все равно бы зашла в позиционный тупик, но тупики могут быть разными. Если бы Мольтке-младший допустил бы меньше ошибок, то французы бы не смогли перейти в контрнаступление на Марне, и фронт бы замер где-то между Марной и Сеной. Если бы Вильгельму II и его дипломатам удалось бы уговорить бельгийцев, фронт, возможно, продвинулся бы в междуречье Сены и Луары. И еще неизвестно, какой силы армия удерживала бы этот фронт с французской стороны…
Предыдущее: Слабости плана Шлиффена. Начало. | Следующее: Альтернативный План Шлиффена. Часть 1. |
Для связи: Общие темы | По теме ПМВ.
Списки страниц: ПМВ-приложения || ЭИЧЦ || ФФВВ || КрыВо || АДрРу || КорВИО