Евгений Александрович Радкевич.
А.А. Керсновский про Милютинскую реформу. Часть 4.
Бельгийский РАФ БЕ2д.
Записка Императора Николая I о войне с Турцией.
РАФ БЕ2 (RAF B.E.2).
Французская пехота должна была наступать под прикрытием огневого вала и должна была остановиться, как только его плотность станет недостаточной для уверенного продвижения вперед.
В случае успеха наступления предполагалось, что британцы будут развивать его на север, а французы на юг. Причем французы в качестве своей конечной цели в ходе операции называли выход на фронт Ам – Перон – Бушавен. Перейти Сомму у Перона и южнее они могли только при масштабной помощи со стороны британских армий, которые должны были обойти оборону германцев на Сомме с севера. Заметим, что значительную часть резервов, как и все силы ударных корпусов после прорыва трех полос обороны противника предполагалось использовать для занятия обороны на достигнутом рубеже.
Преследовать противника предполагалось только в том случае, если он не будет способен оказать сопротивления после прорыва третьей полосы обороны. Для этого французы и британцы сосредотачивали к Сомме кавалерию. Но вот направление преследования заранее не определялось: французы предполагали действовать по обстановке, а британцы полагали, что конница будет двигаться вдоль главной оси их операции на Бапом и Камбрэ. Большое пехотное наступление на Камбре (и далее на Аррас) или на Сен-Кентен (и далее к Уазе) представлялось союзникам маловероятным, поскольку по расчетам генералиссимуса Жоффра требовалось создать еще одну армию, которая прикрывала бы фланг и тыл ударной группировки.
Можно сказать, что союзники очень хорошо подготовились к своему наступлению. На британском участке фронта имелось около 60 орудий на каждый километр фронта, и было запасено примерно по миллиону снарядов на каждый километр. С французской стороны количество орудий на километр фронта превышало 70, но количество снарядов было в полтора раза меньше. Союзниками была создана система непрерывной подачи снарядов на позиции, включавшая постоянные железные дороги от промышленных центров и портов до нескольких станций выгрузки; базовые склады у этих станций с раздельным хранением разных видов снарядов; сеть 60-см узкоколеек в тылу каждой армии с возможностью перевозки 1000 тонн ежедневно; склады близ позиций. При этом воздушную разведку над полем битвы и прикрытие с воздуха обеспечивали более 300 аэропланов. С такими ресурсами можно было перепахать всю вражескую оборону на 10 км в глубину, уничтожив окопы и заграждения, а также выведя из строя опорные пункты. А непрерывная подача снарядов позволяла вести огонь круглосуточно.
Но стратегически этот план ничего союзникам не давал. Они лишь очень дорого платили за выигранное пространство и получали, в лучшем случае, высоты у Бапома (которые улучшали шансы во время наступления на Аррас и Камбре), в то время как наступление французских армий упиралось в Сомму. Дальнейшее наступление могло быть быстрым только в том случае, если германцы не создадут новую линию обороны. Но, как известно, только севернее Соммы при достижении цели операции союзники могли вырваться на оперативный простор. Южнее Перона союзников уже ждала подготовленная оборонительная полоса. А на остальном пространстве создать линию обороны можно было за две недели, в то время как прорыв трех (а местами четырех) полос обороны требовал не менее месяца. Т.е. к концу наступления союзники почти гарантированно вновь стояли бы перед прочной обороной врага.
И при этом, после исчерпания запасов снарядов и вооружения, союзники становились уязвимы для германских атак с юга и (особенно) с севера. Ударом от Гомкура на фронт Амьен – Альбер германцы вполне могли лишить противника всего выигранного пространства.
Предыдущее: Планы союзников. Часть 2. | Следующее: План обороны. Часть 1. |
Cодержание: Западный фронт ПМВ; Первая Мировая Война.
Вернуться в начало раздела: Битва на Сомме.
Для связи: Общие темы | По теме ПМВ.
Списки страниц: ПМВ-приложения || ЭИЧЦ || ФФВВ || КрыВо || АДрРу || КорВИО