Евгений Александрович Радкевич.
А.А. Керсновский про Милютинскую реформу. Часть 4.
Бельгийский РАФ БЕ2д.
Записка Императора Николая I о войне с Турцией.
7.7-см зенитная пушка Рейнметалл.
В августе германская сторона безуспешно пыталась бороться с господством противника в воздухе. Правда, постепенно была выстроена система ПВО над полем боя, заставившая разведку союзников подняться выше 1 км, что снизило ее эффективность. Также работа ПВО позволила германцам время от времени поднимать в небо наблюдательные аэростаты, хотя потери при этом продолжали быть значительными.
В середине августа с германской стороны начала действовать специализированная истребительная эскадра «Jasta 2», но к быстрым изменениям в воздухе это не привело, хотя потери британцев и французов стали расти. Тем не менее, пересекать линию фронта германцы не решались, делая это примерно в 50 – 100 раз реже, чем противник. Союзники же все так же продолжали атаковать объекты в тылу и продолжали висеть над полем боя.
Интересно, что в конце сентября германцы все же начали перехватывать инициативу в воздухе, поскольку на фронт начали прибывать новые истребители, способные подниматься выше, чем противник, и имевшие более высокую скорость. Но при этом союзники имели численное превосходство в воздухе и за счет этого выигрывали бои. Кроме того, после появления новых германских самолетов британцы стали атаковать аэродромы, вместо тыловых коммуникаций противника. Тем не менее, в сентябре потери авиации союзников были примерно в три раза выше, чем у германцев. В октябре количество погожих дней сократилось, потому количество боев и потери в воздухе также уменьшились. Однако соотношение потерь оставалось невыгодным для союзников. Даже в ноябре их потери были примерно вдвое выше, чем у германцев, однако в ноябре авиация союзников все равно действовала успешно, большое наступление 13 ноября поддерживалось с воздуха значительными силами бомбившими и штурмовавшими германские позиции.
Таким образом, за все время Битвы на Сомме германские ВВС и ПВО так и не смогли добиться хотя бы равновесия в воздухе. Во многом это объяснялось слабостью используемой техники. В частности, германские истребители были слишком тяжелыми и недостаточно маневренными, чтобы успешно вести воздушный бой. Да и догнать противника, встреченного над полем боя им было сложно. Поэтому эффективно бороться получалось только с налетами союзников на тыловые объекты. От налетов же на тыловые коммуникации германцев союзники в октябре отказались, поскольку результат был незначителен, а потери велики.
Интересно, что и наступательных самолетов германцы имели на Сомме очень мало и не могли начать воздушное наступление даже на вражеские передовые позиции. И это показатель того, что германская авиационная промышленность работала крайне слабо, ведь почти вся Антанта летала на французских машинах и с французскими моторами, а потенциал у германцев был не меньше, чем у французов, и легко позволял добиться преимущества в воздухе на главном театре. Зато германские машины были прочнее и надежнее, чем французские. Но французам на Сомме удалось задавить противника большим количеством дешевых самолетов, а то, что французские машины были ненадежны сказалось уже тогда, оборона была взломана на большую глубину.
Пересекать линию фронта германские редко решались даже в конце Битвы. Поэтому их воздействие на наземные силы противника было слабым. Масштабные воздушные операции германцами также не предпринимались. И еще одной проблемой было взаимодействие между наземными войсками, ПВО и ВВС. В частности, наземные войска не могли быстро вызвать воздушную поддержку. А без этого нельзя было добиться равновесия в воздухе при малочисленности германской авиации.
Предыдущее: Битва на Сомме в воздухе. Часть 1. | Следующее: Итоги Битвы на Сомме. Часть 1. |
Cодержание: Западный фронт ПМВ; Первая Мировая Война.
Вернуться в начало раздела: Битва на Сомме.
Для связи: Общие темы | По теме ПМВ.
Списки страниц: ПМВ-приложения || ЭИЧЦ || ФФВВ || КрыВо || АДрРу || КорВИО