Евгений Александрович Радкевич.
А.А. Керсновский про Милютинскую реформу. Часть 4.
Бельгийский РАФ БЕ2д.
Записка Императора Николая I о войне с Турцией.
Ввинтовка Лебеля.
Пожалуй, операцию, проведенную Красной Армией в Приладожской Карелии зимой 1939-1940 годов, можно назвать крупнейшим стратегическим и оперативным провалом. Стратегически такая цель, как Сортавала, не заслуживала того, чтобы направлять против нее целую армию. А в оперативном плане действия Красной Армии на Сортавальском направлении были столь неудачны, что в конечном итоге, финнам практически удалось вытеснить со своей территории северный фланг 8-й армии, окружить и разгромить южный ее фланг, а также остановить продвижение в центре. Вот именно о боях в центральной части фронта 8-й армии рассказывается ниже.
В центральной части фронта 8-й армии, наступавшей на Сортавалу с востока, предстояло взять город Сувилахти (Суоярви), а затем наступать на Лоймолу и Сортавалу вдоль железной дороги. Эта железная дорога имела стратегическое значение для обеих сторон, так как позволяла снабжать войска, перебрасывать подкрепления, эвакуировать раненых и т.д. В общем-то, здесь было проще всего наступать и проще всего обороняться. Имея преимущество в артиллерии и авиации, Красная Армия должна была именно вдоль железной дороги наносить основной удар. Однако, в декабре 1939 все было наоборот: удар вдоль железной дороги Сортавала-Лоймола-Сувилахти оказался слабым, а сильные фланги группировки, которые могли бы замкнуть кольцо окружения западнее Лоймолы были остановлены героизмом финских войск, бездорожьем и просчетами собственного командования. Да даже если бы удалось замкнуть кольцо окружения вокруг двух финских дивизий – то не стало бы катастрофой для обороны Приладожской Карелии. У Красной Армии просто не было сил для создания плотного кольца, поэтому противник бы вырвался из окружения через леса. Может быть, финны и потеряли бы часть артиллерии и тяжелого пехотного вооружения; может быть им бы пришлось сражаться на подступах к Сортавале... Но в том виде, в котором операция к северу от Ладожского озера осуществлялась (но не в том виде, в котором она задумывалась), не могла привести к решающему успеху.
В результате просчетов в планировании, наступление от Суоярви на Лоймолу осуществлялось всего одной дивизией, против которой финны в критической ситуации смогли бы выставить до полутора дивизий, маневрируя ими вдоль железной дороги. Этой дивизией была 56-я стрелковая; в отличие от многих соединений 8-й армии, она была хорошо укомплектована, обучена и вооружена. Теоретически позади нее, в качестве резерва и усиления должна была идти 75-я стрелковая дивизия, но после боев у Толваярви ее срочно развернули на помощь 139-й. (История не любит сослагательного наклонения, но все же возникает вопрос: "Чем бы закончились бои у Толваярви, если бы там была 56-я дивизия, а 139-я стала бы армейским резервом?" Как лично мне кажется, группа Талвелы вполне могла быть разбита...)
Противостояла 56-й дивизии 12 финская дивизия. Сначала это был только 34-й полк дивизии, но потом к нему был добавлена отдельная саперная рота и два батальона 35-го полка. А во время самых жарких боев в конце декабря 1939-го финны сосредоточили против 56-й дивизии практически всю свою 12-ю дивизию.
Итак, после потери Сувилахти (Суоярви) в первые дни войны, финны применили против 56-й дивизии подвижную оборону, замедляя ее продвижение к Лоймоле. Недалеко от Лоймолы ими была оборудована сильная позиция на речке Коллаанйоки и на господствующих высотах позади нее. Главной из этих высот была "гора" Коллаа (другое произношение – Колла, она же высота Черная). В честь этой горы и получила наименование битва за Лоймолу, которая известна как битва при Колле.
Предыдущее: Сражение у Толваярви. Часть 3. | Следующее: Колла зимняя и Колла весенная. Окончание. |
Для связи: Общие темы | По теме ПМВ.
Списки страниц: ПМВ-приложения || ЭИЧЦ || ФФВВ || КрыВо || АДрРу || КорВИО