Евгений Александрович Радкевич.
А.А. Керсновский про Милютинскую реформу. Часть 4.
Бельгийский РАФ БЕ2д.
Записка Императора Николая I о войне с Турцией.
Ввинтовка Лебеля.
Гупты даже не смогли завершить объединение Индостана под своей властью. Юг оказался слишком прочен для них. А в середине 5-го века государство Гуптов пошатнулось под ударами кочевых племен эфталитов, которые захватили северо-запад Индии. После более чем вековой борьбы эфталиты смогли подчинить весь север Индии, сделав своими вассалами и ослабевших Гуптов. К началу 7 века государство Гуптов окончательно распалось, хотя и эфталиты были постепенно уничтожены или ассимилированы индийцами.
Как это не раз бывало в индийской истории, государство не смогло мобилизовать свои ресурсы для отражения нашествия чужаков. В период расцвета население Империи Гуптов превышало 40 млн. человек, ее армия была не менее 600.000 бойцов, но для отражения нашествия эфталитов сил не хватило.
Причинами этого были внутренний сепаратизм князей и начавшиеся в государстве религиозные войны между индуистами, буддистами и джайнами. Северо-западные территории Индостана, где индуизм был слаб, легко подчинились эфталитам. Не стоит забывать и о том, что на период борьбы с эфталитами приходится крах Античной цивилизации и ослабление Сасанидского Ирана, а значит, полный упадок внешней торговли Индии. Последние Гупты, в частности, были вынуждены чеканить монету с пониженным содержанием золота, так как золота перестало хватать.
Всего через 100 лет после заката империи Гуптов с запада в Индию пришли арабские завоеватели. В 712 году ими была захвачена долина Инда, которая к тому времени была полупустынной территорией с небольшим населением. Тем не менее, местные правители вполне могли собрать достаточные для отпора арабам, но этого не произошло. Как обычно, мелкие князья не поддержали правителей этой части Индии и частично примкнули к арабам.
В 738 году арабы пытались продвинуться дальше вглубь Индии, но были остановлены формирующимся государством Гурджара-Пратихара. После этого поражения арабы были вынуждены отступить за Инд, а внутри Индии Гурджара-Пратихара стала крупнейшим государством северо-запада, споря с двумя другими крупными государствами – Пала и Раштракута.
В это время наблюдалось некоторое восстановление торговли Индии со Средиземноморьем и Аравией. Список предметов экспорта вырос за счет благовоний, парфюмерии, муслина и т.д. Ввозились же свинец, олово, сурьма, золото, серебро, топазы, стекло; вновь начались поставки вин из Италии. Но теперь «сливки» с индийской торговли с Европой собирали арабские купцы, контролировавшие и морские, и сухопутные маршруты.
В остальном же страна недалеко ушло от Империи Мауриев. Продолжали существовать касты (причем некоторые неарийские племена превратились в касты), в деревнях продолжали существовать общины, и отдельные семьи не имели полноценного права собственности на свои наделы. В городах продолжали существовать цеха и гильдии, причем среди них появилась иерархия, сходная с иерархией феодальных кланов. В частности, выделившаяся гильдия признавалась младшей по отношению к родительской и во многом контролировалась последней.
Правда, шло совершенствование системы управления страной и совершенствование системы налогообложения. Существовали подушные налоги, налоги на землю и дома, налоги на доход (на выращенный урожай, на произведенный ремесленный продукт), налоги на добычу ископаемых и рубку некоторых видов дерева. Мореплавание в Западную Индию было монополизировано арабами, и потому за заходы арабских кораблей в порты взималась значительная плата.
Нужно заметить, что налоги собирались обычно натурой, а потом собранное перепродавалось. В общем-то, это частично объясняет неспособность индийских государств противостоять агрессии. Легко догадаться, что в кризисные моменты купцы придерживали деньги, и цены на товары, хранимые государством, падали. А потому оказывалось, что армии платить нечем.
В средневековой Индии шло масштабное строительство городов и храмов, а вот масштабные инфраструктурные проекты были забыты. Строительство и содержание дорог и ирригационных сооружений стало заботой общин. Плата за пользование дорогами не взималась, и колесный транспорт стал основным транспортом торговцев. Для ускорения перевозок в повозки запрягали лошадей, вместо традиционных для более ранних времен волов. Но, несмотря на большие масштабы внутренней торговли, качество дорог не улучшалось, так как общины земледельцев и мелкие землевладельцы не имели ресурсов для поддержания качества дорог.
Предыдущее: Индия до арабов. Часть 1. | Следующее: Экономика Византии. Часть 1. |
Cодержание: Экономическая история цивилизации.
Для связи: Общие темы | По теме ПМВ.
Списки страниц: ПМВ-приложения || ЭИЧЦ || ФФВВ || КрыВо || АДрРу || КорВИО