Евгений Александрович Радкевич.
А.А. Керсновский про Милютинскую реформу. Часть 4.
Бельгийский РАФ БЕ2д.
Записка Императора Николая I о войне с Турцией.
7.7-см зенитная пушка Рейнметалл.
Создание линии укреплений на Нареве сильно снижало шансы германцев на прорыв в тыл русской группировке в Польше. Оставался лишь узкий и неудобный для наступающих промежуток между Ломжей и Августовом. Этот участок не нуждался в укреплениях. Однако, через него была построена железная дорога Белосток – Кенигсберг, а в 20 км позади проходила важнейшая для армий в Польше железнодорожная магистраль Петербург – Варшава, поэтому было решено запереть данный участок границы крепостью Осовец. Крепость Осовец, кстати говоря, меньше всего напоминала типичную для начала 20-го века кольцевую крепость, а представляла собой цепь фортов, открытую с тыла. И наконец, после строительства крепости в Гродно весь северный фланг русской армии в Польше был защищен, как и важнейшая линия снабжения. (В начале 20-го века на железную дорогу Санкт-Петербург – Варшава приходилось примерно 50% перевозок между Польшей и Россией, в случае войны значимость дороги еще более возрастала.)
Дополнительно в систему укреплений западной границы Российской Империи входил Неманский рубеж, включавший уже упомянутую крепость в Гродно, а также крепость в Каунасе (Ковно) и промежуточные предмостовые укрепления между этими крепостями. Эти крепости не только позволяли обороняться против противника, наступающего в глубь Литвы, но также прикрывали сосредоточение русских армий и обеспечивали им свободу маневра на обоих берегах Немана. Кроме того, укрепления на Немане препятствовали глубокому обходу через Литву и Белоруссию фланга русской группировки в Польше.
Последней русской крепостью, нужно стоит упомянуть, был Брест (Брест-Литовск). Это была старая крепость, контролировавшая переправу через Буг на тыловой линии Варшава – Москва. В начале 20-го века это была тыловая база армий, которые должны были действовать во фланг Восточной Галиции. Также Брест мог бы стать базой армии, которая должна была бы деблокировать русские войска, окруженные противником у Варшавы.
Обратим внимание, что южный фланг русской группировки в Польше оказался абсолютно не прикрыт укреплениями, хотя железнодорожную линия Ивангород – Ковель, связывавшая Польшу и Киев и являвшуюся альтернативным маршрутом снабжения армий в Польше, было желательно прикрыть цепью укреплений, как и линию Варшава – Петербург. Но видимо, русские генералы совсем не боялись австрийцев и даже не стремились ввести противника в заблуждение относительно своих намерений, ведь наличие укреплений на обоих флангах русской группировки в Польше заставляло бы противника гадать, куда именно будут повернуты русские армии.
Под прикрытием такой системы укреплений русская армия могла спокойно сосредоточиться и развернуться в Польше (в том числе к западу от Вислы), после чего могла, не опасаясь за свои тылы и фланги, начать наступление против германцев или австрийцев. Причем отсутствие крепостей на южном фланге заставляло выделить большие силы на австрийское направление. Несмотря на свое невысокое по меркам Западной Европы качество (русские крепости были кирпичными, хотя в Европе уже шло строительство бетонных укреплений; артиллерия крепостей, если брать в целом, также была устаревшей), система укреплений в Польше делала для Германии невозможной быструю победу над Россией и могла стать одним из факторов, заставивших немецкий Генеральный Штаб обратить внимание на Францию, которая и стала целью первого удара немцев в Мировой Войне.
Предыдущее: Стратегический расклад. Русские крепости. Часть 1, продолжение. | Следующее: Стратегический расклад. Русские крепости, переправы и пути сообщения. (3) |
Вернуться в содержание: Русский фронт Первой Мировой Войны.
Вернуться в начало раздела: Стратегический расклад и русский план войны.
Для связи: Общие темы | По теме ПМВ.
Списки страниц: ПМВ-приложения || ЭИЧЦ || ФФВВ || КрыВо || АДрРу || КорВИО