Евгений Александрович Радкевич.
А.А. Керсновский про Милютинскую реформу. Часть 4.
Бельгийский РАФ БЕ2д.
Записка Императора Николая I о войне с Турцией.
7.7-см зенитная пушка Рейнметалл.
Через район операции проходило несколько важнейших магистральных железных дорог Российской Империи, одновременно являвшихся частью системы военных железных дорог на : 1) Шавли – Поневеж – Двинск; 2) Шавли – Поневеж – Свенцяны – Полоцк; 3) Ковно – Вильно (на этом участке 2 колеи) – Молодечно – Минск; 4) Гродно – Вильно – Свенцяны – Двинск (2 колеи); 5) Седлец – Лида (с ответвлением на Гродно) – Молодечно – Полоцк (две колеи); 6) Вильно – Лида – Барановичи; 7) Белосток – Барановичи; 8) Брест – Барановичи – Минск – Смоленск (две колеи). Важнейшими железнодорожными узлами являлись Вильно, Двинск, Свенцяны, Полоцк, Молодечно, Лида, Барановичи и Минск. Особо важны были Двинск, Вильно и Барановичи; а также соединяющая их одноколейная железная дорога, которая являлась самой восточной из русских военных железных дорог, проложенных в направлении с севера на юг. Тот, кто этой дорогой владел, получал отличную возможность маневрировать резервами вдоль фронта.
Хороших шоссейных дорог в районе операции было мало, так как район не имел крупных городских центров. Лучшие дороги шли в направлениях Двинск – Ковно, Ковно – Вильно – Минск; Гродно – Лида – Молодечно.
В общем, направление Ковно – Вильно – Молодечно – Минск было наилучшим образом обеспечено дорогами и не пересекалось крупными реками, поэтому оно и стало осевым направлением операции.
Говоря о районе операции, нужно отметить, что он не был подготовлен к обороне строительством долговременных или легких укреплений. Лишь на западном краю района находились крепости Ковно и Гродно с находящимся между ними укрепленным пунктом в Олите, а в его северо-восточном углу раcполагалась крепость Двинск. Ни Виленский, ни Молодечненский узлы путей сообщения не были подготовлены к обороне, несмотря на то, что начиная с мая 1915 года постоянно существовала угроза наступления германцев с северо-запада и она постоянно росла. К осени 1915 года не был подготовлен к обороне ни Минский район, ни район Полоцка и Витебска. А ведь явная угроза последнему появилась сразу после Свенцянского прорыва, и после этого постоянно была одном из мотивов при принятии решений в русских штабах высокого уровня. Это пренебрежение укреплениями на линии Кенигсберг – Москва немного удивляет, особенно с учетом военной доктрины времен министра Сухомлинова.
Предыдущее: Район операции. Часть 1. | Следующее: Прелюдия к Вильно. Часть 1. |
Вернуться в содержание: Русский фронт Первой Мировой Войны.
Вернуться в начало раздела: Виленская операция.
Для связи: Общие темы | По теме ПМВ.
Списки страниц: ПМВ-приложения || ЭИЧЦ || ФФВВ || КрыВо || АДрРу || КорВИО