Евгений Александрович Радкевич.
А.А. Керсновский про Милютинскую реформу. Часть 4.
Бельгийский РАФ БЕ2д.
Записка Императора Николая I о войне с Турцией.
7.7-см зенитная пушка Рейнметалл.
Основная тяжелая гаубица австро-венгерской армии окончательно устарела еще в начале 20-го века, военные это поняли к 1908 году (узнав, видимо, о перевооружении армии основного противника) и сформулировали требования к новому орудию. Однако разработка велась небыстро, и лишь в 1912 году фирма «Шкода» представила прототип. В 1913 году орудие поступило на войсковые испытания в две батареи. Весной 1914 года орудие было принято на вооружение (поэтому оно М 14), но в войска стало поступать только осенью 1914 года, и до лета 1915 года этих орудий было недостаточно. В 1916 году орудие было модернизировано для увеличения дальности стрельбы, модернизированный вариант обозначался М 14/16.
Итак, 15-см тяжелая полевая гаубица М 14/16 (15 cm Feldhaubitze M 14/16) вполне современное на начало Первой мировой войны тяжелое орудие, очень похожее на германские тяжелые гаубицы. Несмотря на то, что данная гаубица к концу ПМВ уже устарела, она не только была основным тяжелым орудием австро-венгерских войск до конца Первой мировой, но и оставалась на вооружении нескольких стран до конца ВМВ.
Новая австро-венгерская гаубица, как и предыдущая, имела калибр 149,1 мм, но при этом ствол у нее был уже стальной, а длина ствола составила 14 калибров, что немного больше, чем у гаубицы 1894 года. Конструкция ствола была почти целиком позаимствована у германцев. Затвор у орудия был обычный для Круппа клиновой. Внутренняя труба ствола скреплена кожухом и кольцами, к кольцам присоединены салазки с боковыми зацепами для скольжения по направляющим, расположенным на верхней стороне подствольной коробки.
Модернизированный вариант орудия внешне отличался лишь удлиненным на 0,1 калибра стволом и увеличенной каморой. Однако также были усилены механизмы отката и лафет.
Под стволом находилась типичная для германских орудий квадратная коробка с гидропневматическим откатным механизмом. Длина отката была регулируемой – от 80 см при нулевом возвышении до 50 см при максимальном возвышении.
Баллистические характеристики у 15-см гаубицы М 14/16 находились на хорошем уровне. Снаряду весом 41 кг – 42 кг (а к концу Первой мировой имелось до 6 типов снарядов) можно было придать максимальную скорость 336 м/с – 350 м/с. За счет хорошей аэродинамики снарядов максимальная дальность стрельбы составляла 8,5 – 8,7 км. У варианта М 14 дальность стрельбы была примерно на километр меньше, но это для начала войны хороший показатель. Поскольку заряжание было раздельно-гильзовым, темп стрельбы был невысок – от 0,5 до 2 выстрелов в минуту, но минимальная скорость снаряда могла быть примерно вдвое ниже максимальной.
Хотя у первоначального варианта гаубицы максимальный угол возвышения составлял 43 градуса, на вооружение был принят вариант с максимальным углом возвышения 70 градусов (для горной войны) и возможностью опустить ствол ниже горизонта на 5 градусов. За большой угол возвышения, как правило, приходится платить значительным вырезом в щите. Но инженеры «Шкоды» в верхней части вместо выреза вдавили щит внутрь, а внизу присоединили к подствольной коробке подвижную шторку. В результате, при больших углах возвышения зашита расчета и прицельных приспособлений была хорошей, но при малых – скорее неудовлетворительной.
Лафет орудия был также похож на германский – однобрусный с двумя прямыми станинами, между которыми откатывался ствол. Правда, у австро-венгерской тяжелой гаубицы поворотная часть лафета была значительно выше, что было необходимо для достижения больших углов возвышения. Поэтому австро-венгерская гаубица была менее устойчивой при стрельбе и при перевозке. У варианта М14 суммарный угол горизонтального наведения был менее 6 градусов, а у М 14/16 он был увеличен до 8 градусов.
Первоначальный вариант орудия вышел достаточно легким – 2,4 тонны в боевом положении, но увеличение дальнобойности орудия привело и к увеличению веса. У варианта М 14/16 он достиг 2,765 тонны. То есть в походном положении с передком вес достигал 3,5 тонн. Для равнинных дорог это немного (у большинства конкурентов масса была больше), но австрийцы действовали чаще в горах, а там такой вес был чрезмерным. Поэтому у орудия можно было снять ствол и перевозить на отдельной повозке.
В принципе, у конструкторов «Шкоды» получилось удачное орудие, которое вполне удовлетворяло австро-венгерскую армию в течение всей войны, поскольку превосходило по дальности стрельбы все гаубицы противников Австро-Венгрии. И в целом данное орудие нельзя назвать устаревшим к концу Первой мировой, хотя оно уступало по дальнобойности французских гаубицам. Однако для дивизионной артиллерии дальность стрельбы в 8 км была вполне достаточной, поскольку это позволяло, не меняя позицию, бомбардировать сразу две полосы вражеской обороны.
Выпуск 15-см тяжелой гаубицы М 14/16 продолжался до осени 1918 года и выпускали его два заводы фирмы «Шкода», а также другие предприятия. Всего было выпущено более 1000 орудий, из них почти 900 – «Шкодой». В конце ПМВ 490 данных гаубиц оказалась в руках итальянцев и они оказались основными пользователями этих орудий после Первой мировой. Вообще же данное орудие в межвоенный период эксплуатировалось всеми наследниками Австро-Венгрии плюс Румынией. В ходе Второй мировой войны его применяли армии Германии, Италии, Румынии, Венгрии и Словакии. До настоящего времени сохранилось, как минимум, 5 экземпляров.
Предыдущее: Австрийская 15-см гаубица М 94, М 99. | Следующее: Истребители Фоккер Д.7. |
Cодержание: Первая Мировая Война.
Вернуться в начало раздела: Оруже времен Первой мировой войны.
Для связи: Общие темы | По теме ПМВ.
Списки страниц: ПМВ-приложения || ЭИЧЦ || ФФВВ || КрыВо || АДрРу || КорВИО