Евгений Александрович Радкевич.
А.А. Керсновский про Милютинскую реформу. Часть 4.
Бельгийский РАФ БЕ2д.
Записка Императора Николая I о войне с Турцией.
РАФ БЕ2 (RAF B.E.2).
Несмотря на то, что мортира Skoda была тяжелой и дорогой, австрийским военным она очень понравилась. У них она стала не только средством для осады крепостей (мортира принимала участие в осадах Льежа, Намюра, Мобежа, Антверпена, а также крепостей на Восточном фронте), но и инструментом разрушения полевых укреплений в ходе позиционной войны. В частности данная мортира применялась во время сражений в Карпатах, 3-й Галицийской битвы, наступления австрийцев в Трентино и общем наступлении немцев на Изонцо.
24 таких орудия были произведены до начала ПМВ, не менее 44 были произведены до 1916 года; 28 (с новой платформой) – в 1916 году.
Мортира М11 была хорошим оружием, но в ходе Первой мировой войны все армии стремились увеличить дальность стрельбы, а данной мортире еще не хватало вариативности заряда для действий в горах. Поэтому в 1916 году армия Австро-Венгрии сформулировала техзадание, а фирма Шкода разработала модифицированное орудие, которое было представлено на испытания в конце 1916 года и принято на вооружение в начале 1917 года.
Новый вариант, т.е. 30,5 см гаубица М16, отличался от предшественника увеличенной на 3 тонны массой, удлиненным до 16 калибров стволом, новой гидропневматической системой противооткатных механизмов, монтируемых под стволом, и иной конструкцией лафета.
Несмотря на изменения в конструкции, перевозилось орудие теми же тракторами, что и раньше.
Снаряды остались те же самые, но метательные заряды были новые, с большей массой и меньшей скоростью сгорания. Теперь для тяжелого снаряда было 7 вариантов заряда, а для легкого – 8. В результате, тяжелому снаряду можно было придать скорость до 380 м/с и метнуть его примерно на 10,7 км. А легкому снаряду можно было придать скорость до 450 м/с, что соответствует дальности 12,3 км, что все же меньше, чем дальность огня тяжелых полевых пушек.
В течение 1917 и 1918 года было произведено не менее 29 орудий новой модификации, которые приняли участие в главных битвах на Итальянском фронте.
Нужно заметить, что у Шкоды получилось очень хорошее орудие, отлично решавшее свою главную задачу – бороться с бетонированными и бронированными укреплениями противника. Также это орудие было весьма эффективно при борьбе с импровизированными укреплениями в горах. С полевыми укреплениями бороться тоже было можно, но это был слишком дорогой способ, хотя, с другой стороны, воздействие огня на психику обороняющихся было, несомненно, очень сильным. Но главное все же было то, что обе мортиры фирмы Шкода отличались высокой точностью стрельбы и отличной способностью пробивать бетон и броню. Поэтому в ходе Первой Мировой войны они использовались не только для обстрела фортов, но и для борьбы с броневыми батареями крепостей (и, похоже, несколько раз им удавалось поразить малоразмерные цели вроде броневых куполов; один такой купол хранится в Антверпене), а во время Второй Мировой войны они использовались для борьбы с крупными ДОТами, в том числе на Линии Мажино. И с этой задачей они справлялись успешно.
После ПМВ 305 мм мортиры Шкода служили в армиях Италии, Австрии, Чехословакии, Венгрии, Румынии и Югославии. В начале ВМВ чехословацкие и югославские мортиры достались Вермахту и применялись как на Западном фронте, так и на Восточном (бомбардировка приграничных укреплений СССР, осада Севастополя). До настоящего времени сохранилось 4 экземпляра, из которых всего один – М16.
Предыдущее: Мортиры Шкода (305 мм) Часть 1. | Следующее: 200 пудовая 6-дюймовая пушка 1904 года. |
Cодержание: Первая Мировая Война.
Вернуться в начало раздела: Оруже времен Первой мировой войны.
Для связи: Общие темы | По теме ПМВ.
Списки страниц: ПМВ-приложения || ЭИЧЦ || ФФВВ || КрыВо || АДрРу || КорВИО