Евгений Александрович Радкевич.
А.А. Керсновский про Милютинскую реформу. Часть 4.
Бельгийский РАФ БЕ2д.
Записка Императора Николая I о войне с Турцией.
7.7-см зенитная пушка Рейнметалл.
Успешные рейды ночных бомбардировщиков Антанты летом и осенью 1917 года продемонстрировали французскому командованию, что авиация стала эффективным оружием для поражения тылов противника. Но имевшиеся ночные бомбардировщики были слишком слабыми – с недостаточной грузоподъемностью, скоростью и вооружением. Поэтому в конце 1917-го и в начале 1918-го годов было создано несколько моделей бомбардировщиков, которые можно назвать «тяжелыми».
Одним из бомбардировщиков этого поколения был Фарман Ф50 (Farman F.50) – двухмоторный цельнодеревянный ночной бомбардировщик разработанный фирмой «Авионс Фарман» в начале 1918 года, в июне того же года машина прошла испытания, а в июле была принята на вооружение, а 10 августа совершила свой первый боевой вылет.
Итак, Фарман Ф50 был построен на базе двух моторов Lorrain 8Bd, имевших мощность 275 л.с. (могли устанавливаться и менее мощные моторы Lorrain 8B с мощностью от 240 л.с.). Это были V-образные 8-цилиндровые моторы водяного охлаждения, из-за этого 1) головки цилинров выступали из обтекателей, 2) над моторами были смонтированы радиаторы. Являясь двухмоторным самолетом Фарман Ф50 был весьма подвержен риску аварий моторов, но в полета на одном моторе был неустойчив и имел низкую управляемость. Тем не менее, эти факты были проигнорированы французскими военными, что вылилось в несколько аварий на фронте.
Фарман Ф50 был большим и тяжелым для своего времени самолетом. Размах верхнего крыла у него составлял 22,85 м; нижнее крыло было немного меньше – 20,4 м. Крылья соединялись шестью парами стоек с каждой стороны от фюзеляжа. 2-я и 3-я стойки формировали V-образную опору для моторной гондолы, которая дополнительно поддерживалась двумя подкосами. На концах верхних крыльев находились элероны общей площадью около 7 кв. м. Общая площадь крыльев составляла 101,6 кв. м.
Фюзеляж и капоты моторов у этой машины впервые для Фармана получили обтекаемую форму, но выигрыш от нее (при низкой обтекаемости крыльев с множеством стоек и расчалок) был невелик. Фюзеляж машины был короткий – всего 10,9 м. Поэтому площадь хвостовых рулей вынужденно была большой. Хвостовое оперение имело размах 5,76 м, площадь руля – около 4 кв. м. Вертикальный руль поворота при высоте 2,1 м имел площадь более 3 кв. м. Общая площадь треугольного киля достигала 6 кв. м. Хотя скорость самолета была невысокой, столь большие рули требовали от пилота больших усилий при управлении самолетом, хотя все рули были уравновешены за счет Г-образной их формы.
У Фармана Ф50 сохранилась традиционная для фирмы конструкция шасси – по два колеса на амортизирующей «лыже», которая крепится к двум стойкам, из коих задняя – V-образная. При этом противокапотажного продолжения «лыжи» за переднюю стойку не было.
Экипаж самолета состоял из трех человек, поэтому вооружен он был двумя пулеметными турелями с пулеметами Льюис на носу самолета и в задней кабине (на уровне задней кромки крыла). На борт можно было взять до 500 кг бомб, но стандартной бомбовой нагрузкой были 8 бомб по 40 кг на внешнем подвесе.
Летные характеристики машины не впечатляли. Максимальная скорость – всего 150 км/ч, потолок 4,75 км, дальность полета – 420 км. Максимальный взлетный вес – 2,1 тонны. В первую очередь машина была уязвима для зенитного огня, но и истребители легко могли атаковать ее снизу. Тем не менее, при использовании Ф50 ночью боевые потери были незначительны.
Фарман Ф50 (Farman F.50) провоевал в течение всего трех месяцев. Этот самолет состоял на вооружении всего трех бомбардировочных эскадрилий, т.е. к концу Первой мировой во французской армии имелось около 45 Фарманов Ф50. Кроме того, как минимум 1 самолет был передан американцам для ознакомления. После завершения ПМВ во Франции Ф50 оставался на вооружении до 1922 года. Один самолет был приобретен Японией, 2 были приобретены США, 13 – Мексикой. Кроме того, после ПМВ выпускалась модель Ф50П (F.50P), оснащенная 5-местной пассажирской кабиной. Она эксплуатировалась как минимум двумя французскими авиакомпаниями. Всего же было выпущено порядка 100 Фарман Ф50.
В целом Фарман Ф50 был достаточно слабым бомбардировщиком. Он был медленным, неповоротливым и его бомбовая нагрузка была мала для столь большого и дорогого аппарата. Защищенность тоже оставляла желать лучшего. Тем не менее, на фоне развала германской армии в 1918 году он был вполне успешен во время атак железнодорожных узлов и промышленных центров оккупированной территории и на западе Германии.
Предыдущее: Фарман Ф40 и Ф41 (Farman F.40, F.41). | Следующее: Горная пушка 7-см М 99 (Австро-венгрия). |
Cодержание: Первая Мировая Война.
Вернуться в начало раздела: Оруже времен Первой мировой войны.
Для связи: Общие темы | По теме ПМВ.
Списки страниц: ПМВ-приложения || ЭИЧЦ || ФФВВ || КрыВо || АДрРу || КорВИО