Евгений Александрович Радкевич.
А.А. Керсновский про Милютинскую реформу. Часть 4.
Бельгийский РАФ БЕ2д.
Записка Императора Николая I о войне с Турцией.
7.7-см зенитная пушка Рейнметалл.
Германия со времен Шлиффена (т.е. с конца 1890 годов) готовилась к быстрой войне (можно даже говорить «молниеносной»), потому в системе артиллерийского вооружения понадобилось мобильное, но могущественное орудие, предназначенное не столько для борьбы с полевыми укреплениями, сколько для разрушения небольших крепостей. Фирма Крупп, имевшая опыт разработки тяжелых гаубиц, начала работать над новым орудием еще в 1903-м году (на основе конструкции принятой на вооружение годом ранее тяжелой гаубицы). Но долго не получалось удовлетворить германских генералов, которые хотели получить дальнобойное осадное орудие с высокой точностью стрельбы, обладавшее одновременно скорострельностью полевого орудия и высокой подвижностью. Лишь с 4-й попытки удалось создать орудие, которое было принято на вооружение в 1910 году.
Итак, 21-см мортира образца 1910 года (21 cm Morser 10) была орудием промежуточным между полевыми и осадными (как и 150-мм пушки), а по конструкции – промежуточным между гаубицами и мортирами. Первые его варианты можно считать полноценными гаубицами. Это орудие, в отличие от полноценных осадных орудий (более высокой мощности) не было стационарным, но транспортировать его по полю боя было очень сложно. В отличие от чистых мортир оно могло метать снаряды по настильным траекториям, но только минимальным зарядом.
Калибр орудия составлял 211 мм, длина ствола – 12 калибров (как у гаубиц перед Первой мировой), из них 7 калибров нарезной части с 64 нарезами с прогрессивной нарезкой. Масса ствола составляла всего 2,9 тонны, что немного. У мортир предыдущих поколений ствол был тяжелее при гораздо худших баллистических характеристиках. Затвор, как всегда у Круппа, был горизонтальный клиновой, но менее массивный, чем у более ранних орудий. При перевозке орудия ствол демонтировался (или оттягивался назад).
21-см мортира обр. 1910 года была оснащена пружинно-гидравлической системой отката, расположенной над стволом. Конструкция этой системы создавалась специально для данной мортиры, поскольку масштабирование системы отката тяжелой полевой гаубицы привело к слишком массивному результату. Направляющая, по которой скользил ствол, располагалась под ним, и точно такая же направляющая имелась в повозке, предназначенной для транспортировки ствола.
Лафет, разработанный для 21-см мортиры, был, скорее, мортирным. Т.е. ствол орудия располагался высоко и позади колесной оси. Поэтому при стрельбе с малыми углами возвышения орудие было неустойчиво, а при больших углах возвышения энергия выстрела передавалась в землю и через колеса и через станины. Лафет был однобрусным (типичным для артиллерии начала 20-го века), при стрельбе с большими углами возвышения ствол откатывался между станинами (из-за большого калибра орудия станины занимали все пространство между колесами). Официально, стрелять можно было при углах возвышения от 6 до 70 градусов (причем в зависимости от угла возвышения менялась и установка сошников), но на фронте орудие, бывало, устанавливали для стрельбы с нулевым возвышением. Суммарный угол горизонтального наведения составлял всего 4 градуса. И для такого орудия это было большим недостатком, поскольку развернуть его было непросто, и требовались усилия нескольких человек, а то и лошадей. Орудия, монтируемые на платформе вроде мортир Шкода, можно развернуть намного быстрее.
В германской армии использовались снаряды массой от 113 кг (осколочный) до 121 кг (бетонобойный), несущие до 12 кг взрывчатого вещества. Более легкому из снарядов максимальным из 7 вариантов заряда можно было придать скорость до 365 м/с, что позволяло метнуть его примерно на 9,5 км.
Предыдущее: Русские 203-мм мортиры 1877 года. | Следующее: Германская Мортира. Часть 2. |
Cодержание: Первая Мировая Война.
Вернуться в начало раздела: Оруже времен Первой мировой войны.
Для связи: Общие темы | По теме ПМВ.
Списки страниц: ПМВ-приложения || ЭИЧЦ || ФФВВ || КрыВо || АДрРу || КорВИО