Евгений Александрович Радкевич.
А.А. Керсновский про Милютинскую реформу. Часть 4.
Бельгийский РАФ БЕ2д.
Записка Императора Николая I о войне с Турцией.
Ввинтовка Лебеля.
Фарман МФ 7 был неплохим для своего времени аэропланом, но уж больно много было в его конструкции излишеств. Именно их убрал Морис Фарман при переходе к следующей удачной модели МФ 11. В первую очередь был убран передний руль высоты и связанные с ним силовые элементы.
Фарман МФ 11 (Farman MF 11) был разработан в 1913 году уже с четким пониманием что и как надо предложить военным. В новой машине были убраны излишества предыдущей модели, что сделало ее проще, дешевле в производстве и эффективнее в тех областях, которые больше всего интересовали военных, особенно в бомбометании. Осенью 1913 года аэроплан совершил свой первый полет, а следующей весной его приняли на вооружение основные страны Антанты и Япония, а вскоре лицензию на производство приобрела и Италия. Невероятная быстрота принятия решений!
МФ 11 сохранил многие черты своего предшественника, в частности конструкцию крыльев, с четырьмя стойками и вырезами для винта в верхнем и нижнем крыле. Размах верхнего крыла был увеличен до 16,15 метра, размах нижнего был немного уменьшен, стоек осталось по 4 пары с каждой стороны. Общая площадь крыльев составила 57 кв. м. Поскольку у машины исчезли передний руль и верхняя горизонтальная часть хвостового оперения, формально произошло небольшое сокращение площади плоскостей. Тем не менее, машина сохранила два руля поворота.
На Фарман МФ 11 устанавливались разные моторы серии Рено 8 (8-цилиндровые, V-образные, воздушного охлаждения) мощностью от 70 до 100 л.с. Мотор и бензобак и запас авиабомб располагались близко к центру масс машины, что позволяло сохранять устойчивость в течение полета и даже в случае разрушения двигателя.
Аэроплан сохранил двухместную кабину от МФ 7, но на МФ 11 она была немного более вместительной, чтобы брать различный груз, а также получила более обтекаемую форму. Сохранилось также шасси из 4-х колес на двух стойках и «лыжи», предотвращавшие опрокидывание, но они были короткие – выступали немного больше метра впереди колес.
Фарман МФ 11 получился несколько тяжелее своего предшественника. Масса пустого составляла до 650 кг, взлетный вес от 930 кг до 1.000 кг (в зависимости от мотора). Машина могла набрать максимальную скорость около 110 км /ч на уровне моря, а потолок составлял 3.800 метров.
Вооружение состояло из легкого пулемета Льюис с магазином на 25 патронов. На борт можно было взять до 120 кг небольших бомб (бросались руками), также была возможность установить на борт кабины фотоаппарат (МФ 11 стал пионером военной аэрофотосъемки).Таким образом, Фарман МФ 11 (Farman MF 11) был для начала Первой мировой очень хорошим самолетом, имевшим прекрасную грузоподъемность, хорошую скорость и маневренность. Он также был неплохо вооружен и мог вести воздушный бой с похожим на него противником. В основном он использовался в качестве разведчика, но был достаточно эффективен и как бомбардировщик. Однако у Рено не было более мощных моторов, чем 100-сильные, поэтому уже в 1915 году МФ 11 был переведен в учебные на Западном фронте, но продолжал использоваться до начала 1916 года в Италии и в Македонии, а в Месопотамии продолжил воевать до конца 1916 года.
Точное число изготовленных Фарманов МФ 11 неизвестно, но оно исчислялось несколькими сотнями. По лицензии МФ 11 производились в Италии (обозначались SIA 5 и имели неподвижный пулемет на носу), в Великобритании (производились до 1917 года) и в Японии. Японские машины были превращены в гидропланы и 6 сентября 1914 года впервые атаковали военный корабль (разумеется, неудачно). Также МФ 11 использовались Бельгией, Грецией, Португалией, Сербией, Японией. В Россию попало несколько экземпляров. Примерно до 1920 года МФ 11 использовались в качестве учебных машин. До настоящего времени сохранилось 3 экземпляра Farman MF 11.
Предыдущее: Фарман МФ 7 (Farman MF 7). | Следующее: 220-мм мортира Шнейдера обр. 1915 г. |
Cодержание: Первая Мировая Война.
Вернуться в начало раздела: Оруже времен Первой мировой войны.
Для связи: Общие темы | По теме ПМВ.
Списки страниц: ПМВ-приложения || ЭИЧЦ || ФФВВ || КрыВо || АДрРу || КорВИО