Евгений Александрович Радкевич.
А.А. Керсновский про Милютинскую реформу. Часть 4.
Бельгийский РАФ БЕ2д.
Записка Императора Николая I о войне с Турцией.
7.7-см зенитная пушка Рейнметалл.
Эта машина была разработана в фирме Сопвич по собственной инициативе. Первоначально это был аппарат для того, чтобы устанавливать рекорды потолка полета. Но в конце 1915 года на его основе был создан новый самолет, оказавшийся очень удачной многоцелевой машиной, которая эксплуатировалась в двух десятках стран в течение примерно 15 лет.
Итак, Сопвич Полуторастоечник (Sopwith 1 1/2 Strutter) – компактный многоцелевой самолет, созданный в конце 1915 года, оказавшийся очень удачным разведчиком и легким бомбардировщиком. Очень быстро был принять на вооружение армией и флотом Великобритании, затем французской и русской армиями. Данная машина выпускалась в нескольких вариантах, но основным был двухместный разведчик.
Сопвич Полуторастоечник был изначально разработан под мотор Клерже 9Z (мощность 110 л.с.), но основным для него стал мотор Клерже 9В (мощностью 130 л.с. и 135 л.с.). Это были 9-цилиндровые моторы с вращающимся блоком цилиндров. Поскольку поставки моторов всегда шли очень неравномерно, устанавливались также близкие по характеристикам моторы Рон 9 (мощностью от 80 до 130 л.с.).
Фюзеляж состоял из круглого металлического капота, вентилируемого спереди и сзади снизу; фанерной центральной части переходной формы, в которой находились две отдельные кабины и бензобак между ними (вблизи центра масс машины), а также обшитой тканью почти прямоугольной в сечении хвостовой части.
По конструкции крыльев Полуторастоечник был типичным бипланом (ибо имел одинаковые по площади и конструкции крылья) с одной крыльевой стойкой. Однако, в отличие от предыдущих моделей фирмы Сопвич, рассматриваемая имела сильно смещенное вперед верхнее крыло. Другим отличием была W-образная центральная стойка, т.е. с каждой стороны имелась стойка длинная (наклоненная наружу) и короткая (наклонена к середине), за это машину и прозвали «полторы стойки». Такая конструкция обеспечивала более надежное крепление верхнего крыла, которое создавало основную подъемную силу. Заметим, верхнее крыло находилось прямо над кабиной летчика, что сильно ограничивало обзор вверх. Нижнее крыло находилось под бензобаком и кабиной наблюдателя, что не позволяло ему смотреть прямо вниз (только через небольшой люк в кабине). Зато у летчика был хороший обзор вперед и вниз, что было нужно для бомбометания. Наблюдатель имел отличный обзор назад и вверх, что было нужно во время воздушного боя.
Шасси у Полуторастоечника было колесным на жестком треугольнике стоек, поэтому ничто не защищало от капотирования. Управлялся самолет элеронами на обоих крыльях и хвостовыми рулями. Характерна форма киля – треугольник со скругленной передней вершиной. Площадь рулей большая, но уравновешивания не было, поэтому машина была маневренной но управление было тяжелым.
Габариты у Полуторастоечника были скромными для двухместной машины: длина 7,7 м; размах крыльев – 10,2 м; площадь крыльев –32,1 кв. м; масса пустого – 592 кг (в полтора раза меньше, чем у бомбардировщиков вроде Бреге 14; но в полтора раза больше, чем у истребителя Ньюпор 17). Максимальный взлетный вес составлял 977 кг, т.е. экипаж и полезная нагрузка могли достигать 385 кг.
Однако двухместный вариант самолета брал на борт только 60 кг бомб, а одноместный – до 100 кг. Кроме бомб на вооружении Полуторастоечника имелись синхронизированный пулемет Виккерс (машина первой из британских получила синхронизатор, но добиться его надежной работы удалось нескоро), а также пулемет Льюис у наблюдателя, установленный на кольцевой турели Скарфа.
С мотором Клерже 9В (130 л.с.) Полуторастоечник развивал максимальную скорость 160 км/ч на высоте 2 км, мог подняться на 4,7 км, набирал высоту 1 км за примерно 3 мин 45 с. В воздухе машина могла продержаться около 3,5 часов.
В самом начале 1916 года началось производство Sopwith 1 1/2 Strutter. Эти машины были заказаны как сухопутной авиацией Великобритании, так и морской (могли взлетать с боевых кораблей). Вскоре первые самолеты были получены десятком эскадрилий. Они применялись на Западном фронте как легкие бомбардировщики, истребители сопровождения, разведчики. У англичан они служили в боевых частях до лета 1918 года. В мае 1916 года Франция приобрела лицензию на производство Полуторастоечников. Вскоре было развернуто их производство в трех вариантах (двухместный разведчик, двухместный бомбардировщик, одноместный бомбардировщик). Французы эксплуатировали этот самолет до начала 1918 года. В качестве учебной он применялся и после завершения Первой мировой. Машины французского производства поступили также на вооружение бельгийской, американской и русской армий. Также Россией была приобретена лицензия на их производство. Еще одним производителем по лицензии была Япония. Всего до 1918 года было выпущено от 5.700 до 6.200 Sopwith 1 1/2 Strutter. Т.е. данный самолет оказался весьма успешным. Ему в конце ПМВ не хватало скорости, маневренности и скороподъемности, маленькой была бомбовая нагрузка, но два с половиной года на фронте – очень хороший результат.
После завершения Первой мировой Франция, Великобритания, США сняли Полуторастоечник с вооружения. Машины были проданы частным лицам, а также в менее развитые страны, где использовались в военной и в гражданской авиации. Последними конфликтами, в которых участвовали Sopwith 1 1/2 Strutter были Гражданская война в России, Советско-польская война и Греко-турецкая война (1920 – 21 гг). В качестве учебных и гражданских самолетов машина использовалась до начала 1930-х годов. До настоящего времени сохранилось четыре оригинальных машины и две реплики, изготовленные с использованием оригинальных частей.
Фотографии времен первой четверти 20-го века:
Сопвич Strutter на советской службе.
Предыдущее: Русская 107-мм батарейная пушка обр. 1877 года. | Следующее: Русская 107-мм осадная пушка обр. 1877 года. |
Cодержание: Первая Мировая Война.
Вернуться в начало раздела: Оруже времен Первой мировой войны.
Для связи: Общие темы | По теме ПМВ.
Списки страниц: ПМВ-приложения || ЭИЧЦ || ФФВВ || КрыВо || АДрРу || КорВИО