Евгений Александрович Радкевич.
А.А. Керсновский про Милютинскую реформу. Часть 4.
Бельгийский РАФ БЕ2д.
Приказ Александра II от 30 августа 1855.
Ввинтовка Лебеля.
Если в начале Первой мировой войны в качестве бомбардировщиков использовались любые аэропланы с хорошей грузоподъемностью (т.е. с излишней подъемной силой), то с 1915-го или с 1916-го года нужны были самолеты достаточно быстрые, чтобы уйти от зенитного огня и истребителей (французское военное министерство определило минимальную скорость в 120 км/ч); достаточно прочные, чтобы выдерживать повреждения; достаточно грузоподъемные, чтобы оправдать риск гибели экипажа (до 300 кг бомб); и обладающие значительной дальностью полета (до 600 км по прямой). При этом основные бомбардировщики оставались двухместными.
Вот такую машину (Бреге 14 / Breguet 14) и сконструировал в 1916 году Луи Бреге (достаточно известный к тому времени авиаконструктор). К этому времени в распоряжении французской авиапромышленности были мощные, но тяжелые моторы Рено 12Ф (Renault 12F). В 1916 на Бреге 14 устанавливалась версия Renault 12Fcx, которая имела мощность 280 л.с. В дальнейшем в ходе ПМВ устанавливались моторы 12Fcy, 12Fe и 12Ff мощностью до 350 л.с. А после завершения войны мощность моторов была увеличена до 400 л.с.
Как и полагается бомбардировщику, Бреге 14 был крупным самолетом с большим размахом и большой площадью крыльев. Конструктивно это был биплан с почти равными по длине тонкими крыльями, одинакового профиля, расположенными строго одно под другим. Крылья соединялись двумя парами стоек. Элероны имелись только на верхнем крыле, они не выступили за край крыла. Но для повышения управляемости и снижения нагрузки на пилота в 1918 году были введены выступающие за край крыла, Г-образные увеличенной площади, для уравновешивания нагрузки от набегающего потока. Размах верхнего крыла с новыми элеронами достигал 14,86 м. Площадь крыльев составляла 50,2 кв. м первоначально, но при переходе к уравновешенным элеронам была снижена до 48,5 кв. м. Но это все равно очень много для машины массой около 1,5 тонн. Т.е. была машина маломаневренной и уйти от истребителей не могла.
Фюзеляж у Бреге 14 был близкий к квадратному в передней части и прямоугольный ближе к хвосту, длиной 8,87 м. Его особенностью являлось то, что каркас был выполнен из дюралюминия. Поэтому самолет получился достаточно легким. Еще одной особенностью было наличие невысокого, но длинного киля в хвостовом оперении. Кабин у самолета было две, причем задняя располагалась позади задней кромки крыльев.
Масса пустого самолета составляла 1017 кг, а максимальный взлетный вес – 1769 кг. Это позволяло взять на борт до 350 кг бомб, хотя стандартно Бреге 14 брал 256 кг бомб (32 бомбы весом по 8 кг в двух кассетах под крыльями). Максимальная скорость у самолета была 191 км/ч (с мотором мощностью в 350 л.с.). Первоначальный вариант имел скорость не выше 177 км/ч, а с полной нагрузкой летел со скоростью около 150 км/ч. Скороподъемность без нагрузки была в районе 250 м/мин, а потолок приближался к 6 км (от 5,8 до 6,2 км в зависимости от мотора). В воздухе машина могла находиться до 2 ч 45 мин.
В общем, от германского истребителя с такими показателями было не сбежать, поэтому Бреге 14 имел в задней кабине поворотную турель со спаренными пулеметами Льюис (калибр 7,7 мм с магазинным питанием). Плюс имелся курсовой пулемет Виккерс. Но самолет все равно был беззащитен снизу, и с боков спереди. Бомбардировщики могли защитить себя только в случае полета крупными эскадрами.
Бреге 14 имел несколько вариантов: 14А2 – двухместных разведчик; 14В2 – двухместный бомбардировщик; 14В1 – одноместный дальний ночной бомбардировщик; 14S – санитарный самолет для перевозки двух лежачих больных; 14Е2 – вариант для американской армии под американский мотор. Также в конце Первой мировой появились Breguet 16BN2 – дальний (до 450 км) ночной бомбардировщик (с увеличенным до 17 м размахом крыльев, 320-сильным мотором и максимальным взлетным весом 2,2 тонны) и Бреге 17С2 – истребитель сопровождения (с мотором мощностью 400 л.с., скоростью до 225 км/ч и усиленным пулеметным вооружением, включая пулемет снизу).
В целом у Луи Бреге получилась очень хорошая машина, которая производилась до 1928 года, не только во Франции, но также в Италии и в Японии. Всего было произведено порядка 8 тысяч самолетов, в том числе с американскими, итальянскими, германскими и британскими (в Японии) двигателями. На базе Бреге 14 были созданы несколько гражданских вариантов, а также гидросамолеты. Во Франции Бреге 14 оставались на вооружении до 1932 года. В других странах (а это не только страны Европы, но также страны Латинской Америки) Бреге 14 оставался на вооружении, как минимум до 1935 года. Несколько самолетов попали в руки Красной армии в ходе Гражданской войны или во время Советско-польской войны.
Фотографии времен ПМВ:
Авария с Бреге 14 на учебном аэродроме во Франции.
Предыдущее: 105-мм пушка Шнейдера обр. 1913 г. | Следующее: Германский 76-мм миномет 1914 / 16. |
Cодержание: Первая Мировая Война.
Вернуться в начало раздела: Оруже времен Первой мировой войны.
Для связи: Общие темы | По теме ПМВ.
Списки страниц: ПМВ-приложения || ЭИЧЦ || ФФВВ || КрыВо || АДрРу || КорВИО