Евгений Александрович Радкевич.
А.А. Керсновский про Милютинскую реформу. Часть 4.
Бельгийский РАФ БЕ2д.
Приказ Александра II от 30 августа 1855.
Ввинтовка Лебеля.
Первым крупным сражением Зимней войны стала первая попытка прорыва Линии Маннергейма в ее крайней восточной точке, на реке Тайпалеен-йоки (ныне р. Бурная) между озером Суванто-ярви (ныне оз. Суходольское) и Ладогой. Уже 3 декабря красноармейцы рассматривали северный берег реки и вели разведку мест переправы. Но в итоге, бои в этом месте затянулись до весны, а 20 дней боев в декабре дали минимальный результат, но зато принесли огромные потери.
Река Тайпалеен-йоки начинается в юго-восточном конце оз. Сувантоярви. На начальном отрезке река течет практически на юг, затем делает резкий поворот на восток со слабым отклонением на север, через 2 км делает второй поворот на 90 градусов и течет на север с отклонением к западу на расстоянии 4 километров. После этого вновь следует поворот на северо-восток и еще через 4 километра река впадает в Ладогу. В общем, длина реки примерно 10 километров, однако если отбросить полуостров, который река огибает близ своего истока, то линия от Суванто-ярви до Ладоги составит всего 5 - 6 километров. Первоначально оборонительная линия в районе Тайпале проходила по северному берегу реку, и берег этот получил долговременные укрепления. Однако, при строительстве полевых позиций осенью 1939 было решено проложить основную линию укреплений по прямой, срезав выступающий на юг полуостров. И все же берег Тайпалеен-йоки не остался без охраны: его прикрывали отдельные пулеметные гнезда и оказавшиеся вне основной оборонительной линии ДОТы. Основание полуострова с востока прикрывалось группой из трех ДОТов, с запада – артиллерийским ДОТом на мысе Патониеми, находящимся примерно в полутора километрах от основания полуострова. Позади укреплений Тайпале находились две долговременные батареи Ярисевя и Каарна-йоки.
Сектор Тайпале первоначально оборонялся лишь одним полком финнов, относящимся к 10-й дивизии, однако в первых числах декабря к Тайпале отступили (по современным данным), как минимум, два отдельных батальона из войск прикрытия, а когда стало понятно, что основной удар Красной Армии нацелен на Тайпале, туда был отправлен еще один полк 10-й дивизии. (В ходе боев прибыл полк из 8-й дивизии, а в феврале к Тайпале была переброшена еще одна дивизия.) Таким образом, с финской стороны в первые дни сражения у Тайпале оказалась почти целая дивизия, которая защищала участок длиной всего 6 км! То есть плотность финских войск в обороне была выше, чем требуемая советским полевым уставом (ПУ-39) плотность войск для создания прочной обороны. Плотность финских войск у Тайпале была сравнима с плотностью армий на Западном Фронте во время Первой Мировой. Плотность финской артиллерии также была очень высокой: 43 орудия калибра выше 75 мм, плюс мелкокалиберная капонирная и противотанковая артиллерия, а также минометы в пехоте. Это выше средней плотности артиллерии во время ПМВ, но ниже, чем во время Французской кампании 1940 года или в первые дни ВОВ.
Но если говорить об укреплениях сектора Тайпале, то нужно признать, что они были слабыми. В секторе не было ни одного ДОТа «миллионного» типа. Лишь пулеметно-артиллерийский ДОТ на мысе Патониеми был достаточно мощным. Остальные ДОТы были слабыми. Это были одноамбразурные ДОТы фронтального огня, построенные в 1920-х годах с применением низкосортного бетона, с недостаточным количеством арматуры в бетоне, с тонкими сводами и с деревянными дверями. В секторе Тайпале было 10 таких ДОТов, но только 7 из них были включены в основную оборонительную линию. 3 оказались выдвинуты вперед, и были потеряны уже в начале декабря 1939-го. Недостаток бетонных укреплений был восполнен за счет постройки ДЗОТов с гранитной обсыпкой. И тем не менее, укрепления Тайпале были во много раз слабее, чем крепость в Сумме.
С советской стороны к Тайпале подошли 49-я, 142-я и 150-я дивизии. Они имели свою штатную артиллерию (более 300 стволов) и более 100 танков. Но артиллерии и танков прорыва было недостаточно: лишь 200 орудий крупного калибра могли поддерживать советское наступление, а нормативы Первой Мировой требовали для прорыва полевых позиций минимум 600 стволов (с расходом снарядов не менее 500 на орудие) и минимум 200 средних танков (а не легковесов Т-26). Соответственно, требовалась инженерная подготовка наступления: шоссе или железная дорога для подвоза снарядов, которых требовалось 6.000 тонн, мосты через Тайпалеен-йоки для выдвижения танков на исходные позиции, укрытия для пехоты, наблюдательные пункты для управления огнем. А еще нужно было провести много-много разведывательной работы и пересечь Тайпалеен-йоки... Короче говоря, штурм Тайпале требовал планомерной подготовки и хорошего планирования операции. А Красная Армия планировала осуществить прорыв восточного фланга Линии Маннергейма «с наскока» без разведки и подготовки.
Предыдущее: Зимняя война в Заполярье: ни шагу от дороги. | Следующее: Тайпале в декабре 1939-го: первая серия мясорубки. (Завершение) |
Для связи: Общие темы | По теме ПМВ.
Списки страниц: ПМВ-приложения || ЭИЧЦ || ФФВВ || КрыВо || АДрРу || КорВИО