En
---
Логотип в центре

Свежее на сайте

Александр Иванович Литвинов.
А.А. Строков про Восточно-Прусскую операцию. Часть 2.
Битва на Сомме. Средина августа.
Два документа 4-й армии от 21. 10. 1914.
6-дюймовая пушка 1910 года.

Шрифт: A   A   A

В этот день в прошлом

27. 10. 1914. - Прекращение немцами Варшавско-Ивангородской операции.

Третий план Жоффра.

Итак, судьба сражения близ франко-бельгийской границы была решена в ночь на 24 августа, утром этого дня генерал Жоффр уже знал о поражении 5-й армии и переходе германцев через Маас, но решение о дальнейших действиях не было принято Главной Квартирой до вечера следующего дня (судя по тому, что ГК в это время совсем не вмешивалась в ход событий, можно сказать, что шла активная работа по созданию плана). До этого момента каждая французская армия отступала самостоятельно.

Короче говоря, французское командование потеряло минимум 36 часов, которые были ему нужны для реализации разработанного к вечеру 25 августа плана. Если коротко, этот план заключался в том, чтобы создать у Амьена новую армию – 6-ю. В нее уже перевозились две резервные дивизии из Парижа. Управление армии было взято из расформировываемой «Армии Лотарингии», оттуда же должны были быть взяты три резервные дивизии, из Эльзаса должен был прибыть 7-й корпус, еще один корпус планировалось перевезти позднее. Сосредоточение армии должно было занять неделю (до 1 сентября включительно). Но прибывающие войска сразу должны были занимать оборону на реке Сомма, не допуская переправы противника ниже Амьена.

Другие союзные армии в это время должны были отходить на юго-запад. Британский экспедиционный корпус в верховья Соммы к Гам и Бре; 5-я армия должна была расположиться в двух группах на обоих берегах Уазы в районе Сен-Кентена и в районе Лаона, опираясь правым флангом на Эну, а левым – на Сомму. 4-я армия должна была закрепиться на рубеже реки Эна от Вузье до района к северу от Реймса, соединяя 3-ю и 5-ю армии. А 3-я армия должна была оставаться почти на месте – между Верденом и Гранпре.

В общем, при правильной идее маневра с отходом на юго-запад, французы лишь зеркально повторяли своими армиями маневр германцев, выполняя поворот относительно Вердена и растягивая фронт к западу. Отходя 5-й армией по линии Мобеж – Париж, французы (почти) не выигрывали самим отступательным маневром фланг у германцев. Для этого они создавали новую армию. Но при расчете времени на создание армии, при расчете ее силы и при расчете времени маневра были допущены серьезные ошибки. Во-первых, сил на левом фланге фронта оказывалось недостаточно для атаки. 7 французских и 4 английских дивизии против 10 дивизий Клука – слишком мало (4 территориальные дивизии, измученные маршами, к которым они не были способны, должны были лишь прикрывать берега Соммы ниже Амьена). Во-вторых, 5-я армия должна была остановиться всего в 3 переходах от Мобежа, а значит, новое сражение должно было начаться уже 28 или 29 августа, когда 6-я армия будет еще в процессе перевозки. В-третьих, 4-я французская армия, которая сдерживала в начале маневра наступление противника на Маасе, должна была отступать почти в западном направлении и это всего в одном переходе от наступающей (в складывающейся ситуации) на юг 3-й германской армии. К тому же 4-я армия не получила приказ отходить с максимальной скоростью, а потому ее командующий имел полное право задержаться на Маасе. В-четвертых, 3-я армия, оставаясь у Вердена, должна была продолжать бой, а значит, быстро вывести из боя ее дивизии и погрузить в вагоны для переброски в Амьен было невозможно. К тому же далеко не все маршруты перевозки войск к Амьену были задействованы, и не все возможные резервы направлены в 6-ю армию.

В общем, прав был старик Шлиффен, когда посчитал, что французов удастся прижать к их восточным крепостям. Французское командование даже в критической ситуации не могло отказаться от обороны крепостного пояса и линии Мааса силами полевых армий и держалось за них обеими руками. Оно не решилось на полноценный отход на юго-запад и приняло половинчатое решение. За счет этого центр французов мог оказаться оторван от правого фланга, и никакой перегруппировки войск своим ходом не получалось. А железные дороги не могли справиться с перевозкой целой армии за 4 – 5 дней. Вспомним, что даже при первоначальном сосредоточении войск на границе требовалось больше недели, хотя тогда имелись заранее сверстанные планы перевозок и заранее составлено точное расписание поездов. Таким образом, новый план Жоффра был не додуман и не просчитан, что грозило новыми поражениями, а сохранение оси маневра в Вердене грозило тем, что отступать после нового сражения придется уже в южном направлении, что и нужно было германцам.

Но все же генерал Жоффр, создав этот план, показал себя отличным полководцем, который мог найти хорошее решение, причем достаточно быстро; не терял головы в сложных ситуациях; и имел твердую волю, чтобы довести его до реализации.

Предыдущее: Стратегическая ситуация. Часть 3.  Следующее: Немецкий план преследования.

Cодержание: Западный фронт ПМВ.

Вернуться в начало раздела: Большое отступление 1914 года.

Метки статьи:


 


Добавьте комментарий.
Их еще мало...

Понравилось? Нажми здесь!! ( )

Поделиться с друзьями: BK   ОдК   twit   fb   g+

Также смотрим:

 

 

Для связи: Общие темы | По теме ПМВ.

Списки страниц: ПМВ-приложения || ЭИЧЦ || ФФВВ

Немного истории 2013 - 2017 (tl1, l, s, v)