Евгений Александрович Радкевич.
А.А. Керсновский про Милютинскую реформу. Часть 4.
Бельгийский РАФ БЕ2д.
Приказ Александра II от 30 августа 1855.
Ввинтовка Лебеля.
К весне 1915 года британские силы во Франции полностью восстановились после неудачной Битвы во Фландрии. Войска были пополнены, на континент были переброшены еще три дивизии, была сформирована достаточно сильная группировка тяжелой артиллерии (хотя значительная ее часть – устаревшие образцы). Причем англичане первыми в полевых сражениях на Западном фронте применили осадную артиллерию – 234-мм и 381-мм гаубицы. Все говорило за то, что британские армии могут и должны попробовать свои силы в наступлении.
В феврале, когда французское наступление в Шампани вновь стало выдыхаться, генерал Жоффр обратился к англичанам поддержать французов во время следующего наступления атакой на фронте 1-й британской армии, которую мог бы поддержать и левый фланг 10-й французской армии. Однако после длительной утряски всех деталей было решено, что в первой половине марта англичане смогут поддержать наступление французов на севере ударом в районе Нев-Шапель и в районе Живанши, т.е. севернее и западнее Ла Бассе. С 25 февраля началось перемещение войск и артиллерии на участок запланированной атаки.
Для артиллерийской подготовки наступления было собрано 530 артиллерийских орудий и выделено около 200.000 снарядов. С английской стороны в наступлении должны были принять участие 5 дивизий 1-го, 4-го и Индийского корпусов. С германской стороны оборону занимала 14-я ПД, имевшая всего 10 батальонов и менее сотни орудий (включая позиционные) на 9 километров фронта. Таким образом, предварительная подготовка наступления была проведена англичанами очень неплохо: они добились примерно шестикратного превосходства в живой силе и в артиллерии. А развертывание сил прошло достаточно скрытно, ибо германцы, даже если и подозревали, что намечается атака, не приняли контрмер. Так что от английского наступления можно было ожидать чистого прорыва фронта, который привел бы к ликвидации всего выступа фронта западнее Лилля, а может быть и перемещения километров на 20 на восток всего фронта между Ипром и Аррасом. А это могло привести выходу к железной дороги Лилль – Сен-Кентен, которой германцы активно пользовались для перевозок вдоль фронта и для снабжения войск.
В самом худшем случае, англичане должны были взять Нев-Шапель, гребень Обер (небольшую протяженную возвышенность примерно в 2 км к востоку от Нев-Шапель) и Ла Бассе, продвинувшись вперед километров на 5. На случай успеха 1-й британской армии позади ее правого фланга находилась французская 43-я дивизия, которая должна была прикрыть фланг прорыва. Кроме того, французы должны были поддержать атаку ложными артподготовками и подрывами мин в районе дороги Бетюн – Ла Бассе. (Но уже в ходе сражения французы организовали незапланированную атаку на высоте Лоретто, которая закончилась почти безрезультатно.)
Нев-Шапель находится на влажной равнине между каналом Ла Бассе и рекой Лис, обороняться на этой равнине было сложно, поскольку вырыть глубокие убежища было невозможно. Да и германцы еще не успели как следует укрепиться. Бетонных сооружений еще не было, а пулеметы и убежища располагались в постройках. Впереди Нев-Шапель проходили две линии германских траншей. Позади деревни шла еще одна траншея. А дальше были только отдельные опорные пункты. Правда, юго-восточнее Нев-Шапель находилась подготовленная к обороне роща Бьец, где располагалась германская артиллерия.
Предыдущее: Сражение за Эльзас. Часть 4. | Следующее: Сражение при Нев-Шапель. Часть 2. |
Cодержание: Западный фронт ПМВ; Первая Мировая Война.
Для связи: Общие темы | По теме ПМВ.
Списки страниц: ПМВ-приложения || ЭИЧЦ || ФФВВ || КрыВо || АДрРу || КорВИО