En
---
Логотип в центре

Свежее на сайте

Структура населения древнерусского города. (2)
А.А. Строков про Восточно-Прусскую операцию. Часть 2.
Схема штурм Карса в 1855 г.
Директива 14.10.1914.
Фарман Ф40 и Ф41 (Farman F.40, F.41).

Шрифт: A   A   A

В этот день в прошлом

28. 2. 1915. - Выиграно 2-е Праснышское сражение.
28. 2. 1940. - Конец обороны Леметти-юж., провал операции в Карелии.

Экономические причины Первой Мировой Войны. Часть 7.

В общем-то, борьба за сухопутный коридор Берлин – Стамбул – Багдад шла и севернее, на Балканах, где дополнительно шла борьбы за судоходство по Дунаю, который до постройки железных дорог являлся главным торговым маршрутом на Балканах. И здесь тоже сталкивались интересы Германии и России, правда Германию явно представляла Австро-Венгрия. При этом ключевым игроком была Румыния, единственная страна, которая могла сделать Болгарию и Сербию сговорчивее при спорах о судоходстве по Дунаю. И одновременно Румынский флот (вернее германо-австрийский под румынским флагом) единственный мог помешать русскому флоту блокировать устье Дуная и не дать русскому флоту осуществлять перевозки военных грузов в Болгарию. В этом тоже заключалась ценность Румынии в качестве союзника Германии на Балканах. И поэтому Румыния долго оставалась союзницей Германии, несмотря на конфликт с Австро-Венгрией. А в случае отпадения Румынии от Тройственного союза возрастала роль Болгарии, которая контролировала и часть Дунайского транспортного коридора, ведущего из России в Сербию, и часть коридора Берлин – Багдад. В тоже время острый территориальный конфликт между Болгарией и Сербией, возникший в результате двух Балканских войн, делал Болгарию склонной выступить на стороне немцев за соответствующую плату.

Проблемными были узлы торговых путей в Европе, проходящие через Северное море и Балтику. Здесь проходила половина торговли Великобритании, такая же часть торговли Германии, примерно треть морской торговли России. А также вся морская торговля малых европейских стран – Дании, Швеции, Норвегии, Бельгии, Нидерландов. Полностью захватить этот узел морских и сухопутных коммуникаций не могла ни одна из стран Европы, однако на случай возможной войны (не важно с чьим участием) великие европейские державы вынуждены были держать здесь сильный флот, дабы не допустить блокирования морских перевозок. А потому на каждое увеличение флота одной из стран этого региона должны были отвечать и остальные. Вот вам и экономическое обоснование (по крайней мере одно из) гонки морских вооружений в начале 20-го века.

Еще один важнейший узел морских коммуникаций располагался в Юго-Восточной Азии, в районе Сингапура, через который должны были проходить все суда, следующие в Китай, Индокитай, Японию и Корею. Контролировали его, опять же, британцы, которые, фактически, устанавливали правила мореплавания в этом районе. Франция и Япония могли бы бороться с Великобританией за этот узел, но не хотели. (Япония начала борьбу за него в 1930-х). Германия упустила его из виду, так как на самом деле не была готова бороться с Великобританией на море и стремилась быть державой континентальной. А ведь в этом регионе достаточно было привлечь на свою сторону Сиам (Таиланд), потерявший примерно половину территорий под давлением британцев и французов, и взбунтовать мусульман Малайского полуострова, чтобы создать британцам большие проблемы.

Предыдущее: Экономические причины Первой Мировой Войны. Часть 6.  Следующее: Экономические причины Первой Мировой Войны. Часть 8.

Cодержание: Первая Мировая Война.

Вернуться в начало раздела: Причины Первой мировой войны.

***   ^^^

Метки статьи:


 


Добавьте комментарий.
Их еще мало...

Понравилось? Нажми здесь!! ( )

Поделиться с друзьями: BK   ОдК   twit   fb   g+

Также смотрим:

 

 

Для связи: Общие темы | По теме ПМВ.

Списки страниц: ПМВ-приложения || ЭИЧЦ || ФФВВ || КрыВо || КорВИО

Немного истории 2013 - 2017 (l, s, v)