Евгений Александрович Радкевич.
А.А. Керсновский про Милютинскую реформу. Часть 4.
Бельгийский РАФ БЕ2д.
Приказ Александра II от 30 августа 1855.
Ввинтовка Лебеля.
Встретив Первую мировую войну с устаревшей легкой гаубицей, австрийские военные очень быстро поняли, что им нужно новое дивизионное орудие для навесной стрельбы. И армия быстро сделала заказ фирме «Шкода», которая до войны разработала соответствующую гаубицу на экспорт. Нужно отметить два интересных факта: Во-первых, всего за два месяца до войны австрийские военные отдали предпочтение гаубице от «Рейнметалл», но осенью отказались от своего выбора (вероятно из-за сложностей с освоением германского орудия на австрийских заводах). Во-вторых, они отказались от калибра 104 мм, который использовали ранее, и решили перейти к калибру 100 мм. Из-за этого и «Шкоде» пришлось адаптировать орудие под новый ствол, хотя ранее она разработала варианты под снаряд 105 мм для Турции и под снаряд 104 мм для Китая. И это задержало начало поставок новых гаубиц до весны 1915 года, т.е. они попали на фронт только в ходе Карпатской операции.
Итак, 10-см полевая гаубица М 14 (10cm Feldhaubitze /FH/ M14) вполне современное для начала ПМВ орудие, обладавшее высокой скорострельностью и хорошими баллистическими характеристиками. Кроме того, орудие было адаптировано для ведения войны в горах.
Ствол 10-см гаубицы М 14 первоначально изготавливался из бронзы, но в ходе ПМВ был введен стальной ствол (для заводов Бехлер и AZF), тем не менее, «Шкода» продолжала выпускать и бронзовые орудия. Ствол имел длину 19,3 калибра (193 см), внутри он имел 36 правых нарезов. Снаружи на ствол надевалось три кольца, соединенных с салазками, скользящими по подствольной коробке. Нужно заметить, что у некоторых вариантов ствола колец не было, а выступы для салазок были отлиты вместе со стволом. В задней части находился горизонтальный клиновой затвор (также имеющий салазки).
В подствольной коробке находился пружинно-гидравлический механизм отката ствола с возможностью регулировать длину отката. Заметим, длина отката не превышала 80 см при нулевом возвышении и 50 см при максимальном возвышении.
Орудие имело раздельно-гильзовое заряжание, что позволяло использовать 6 различных вариантом метательного заряда. Снаряду массой 13,6 кг орудие могло придать начальную скорость 395 м/с. Однако короткий и легкий снаряд имел плохую аэродинамику, поэтому дальность стрельбы не превышала 8,4 км, что, однако, было лучше, чем у германцев и у русских. Скорострельность орудия была неплохой: хорошо обученный расчет мог сделать более 10 выстрелов в минуту, нормальной считалась скорострельность 6 выстрелов в минуту, при длительной стрельбе с выбором заряда орудие делало не более 3 выстрелов в минуту.
Качающаяся часть орудия устанавливалась в вилку, которая обеспечивала широкий диапазон вертикальной наводки (от –8 до +50 градусов), что шире, чем у наиболее популярных гаубиц ПМВ, но это было необходимо для ведения горной войны. Поворотная часть устанавливалась на однобрусный лафет, причем станины вначале немного расходились, а затем сходились к сошнику. Из-за однобрусного лафета угол горизонтального наведения составлял 5 – 6 градусов в сумме (в зависимости от изготовителя). Особенностями орудия было, во-первых, то, что станины находились заметно ниже колесных осей (это уменьшало «прыгучесть» орудия при стрельбе с малым возвышением); во-вторых, наличие двойного сошника (одна лопасть для твердого грунта, другая – для мягкого).
Как обычно, орудие было установлено на узкие деревянные колеса, которые были склонны вязнуть в мягком грунте. Колеса имели тормоз на ободе, которым управлял член расчета, сидевший перед щитом. Щит имел складывающуюся верхнюю часть, шторку под подствольной коробкой и типичную для «Шкоды» наклонную полуцилиндрическую вставку в прорези над стволом.
Масса орудия была небольшой – от 1350 до 1420 кг в боевом положении (примерно 1,9 тонны при транспортировке с передком), что позволяло ее перевозить шестеркой лошадей с боеприпасами и расчетом. Правда деревянные колеса не позволяли везти 10-см гаубицу М 14 со скоростью более 7 км/ч, а на горных дорогах скорость падала примерно вдвое.
Орудие неоднократной модернизировалось. В первый раз это произошло уже в 1916 году, когда был разработан горный вариант орудия, предполагавший разборку при перевозке на 3 части. Также этот вариант имел немного увеличенную массу. Затем орудие модернизировалось уже после завершения ПМВ. Параллельно это происходило в Чехословакии и в Италии. Шкода разработала для орудия новый ствол (vz. 14/19) и снаряд, что позволило довести дальность стрельбы до 10 км, в Италии также был разработан новый снаряд и введены пневматические шины. В итоге, если во время Первой мировой 10-см гаубица М 14 эксплуатировалась Австро-Венгрией, Турцией, Италией (обозначалась Obice da 100/17 M14) и (вероятно) Россией, то в межвоенный период и во время Второй мировой она стала почти стандартом для «стран второго эшелона». 10 cm FH M 14 состояла на вооружении Австрии, Албании, Венгрии, Греции, Италии, Испании, Польши, Румынии, Чехословакии и Югославии. Возможно, использовались такие орудия армиями Прибалтика и Красной армией. Третий Рейх активно применял трофейные орудия.
Окончательно списаны старые австро-венгерские гаубицы были только в 1984 году, когда от их многократно модифицированного варианта отказалась Италия. Все это подтверждает, насколько удачную гаубицу для австро-венгерской армии разработала «Шкода». До настоящего времени дошло около 15 единиц (в основном модернизированных), причем одно орудие является действующим.
Предыдущее: Австро-венгерские 9-см минометы М14, М14/16 и М17. | Следующее: Русская 76-мм горная пушка обр. 1904 г. |
Cодержание: Первая Мировая Война.
Вернуться в начало раздела: Оруже времен Первой мировой войны.
Для связи: Общие темы | По теме ПМВ.
Списки страниц: ПМВ-приложения || ЭИЧЦ || ФФВВ || КрыВо || АДрРу || КорВИО