Всеволод Юрьевич Большое гнездо.
А.А. Керсновский про Милютинскую реформу. Часть 4.
Схема Альминского сражения.
Записка Императора Николая I о войне с Турцией.
Русская 305-мм осадная гаубица обр. 1915 года.
Итак, 3-я и 8-я русские армии должны были предпринять фронтальное наступление в Галицию со стороны Волыни и Подолья. Судя по геометрии планировавшейся операции, этим армиям предстояло сковывать австрийские силы в Восточной Галиции. Однако, сковывающие армии на практике оказались сильнее, чем те, которые должны были обходить вражеский фланг. В какой-то мере, ситуация в Галиции напоминает ситуацию, возникшую в начале Первой Мировой Войны на Западе. Как и во Франции, граница Галиции шла с севера на юг (в Галиции это район Тарнополя), а потом загибалась на запад. Как и во Франции, северный участок был более удобен для перемещения войск (в Галиции это долина Вислы, а также междуречье Вислы и Буга), южный же представлял определенные трудности для наступающих (в Галиции это неровности рельефа, низкогорные массивы и многочисленные притоки Днестра, текущие с севера на юг – Збруч, Серет, Стрыпа, Золотая и Гнилая Липы). Как и во Франции, между этими северным и южным участками находился неудобный для ведения военных действий участок (в Галиции аналогом Арденн была Волынская возвышенность, отличающаяся и неровным рельефом, и многочисленностью рек с болотистыми долинами, а также заболоченная и поросшая лесом Бугская котловина).
В принципе, аналогичность географии требовала сходных военных решений. Но если на Западном фронте у германцев был План Шлиффена, в котором правое крыло было в 3 раза тяжелее левого, то в Галиции у русских имелся план Сухомлинова – Данилова – Алексеева, согласно которому правое крыло оказалось легче левого на четверть. И не надо ссылаться на слабость путей сообщения, как это делали русские генералы, выбирая более пассивную стратегию. Русские целых 30 лет готовили поход в Галицию; времени было предостаточно. Да даже за те два года, которые существовало последнее из русских мобилизационных расписаний, силами одних армейских железнодорожных и саперных батальонов можно было повысить провозоспособность железной дороги от Ровно до Люблина, а также подготовить склады и шоссе, необходимые для развертывания пары дополнительных корпусов в 4-й армии. Так что основная проблема русской армии при подготовке к Первой Мировой на юго-западном направлении – надежда на авось и недостаток воли. (А можно сказать и более жестко – бюрократичность, формализм и некомпетентность, царившие в Генеральном Штабе. Но не будем бросаться столь сильными обвинениями без доказательств…)
Предыдущее: Бульдозер отправляется в путь. | Следующее: Общая ситуация перед Золотой Липой. Часть 2. |
Вернуться в содержание: Русский фронт Первой Мировой Войны.
Вернуться в начало раздела: Великая Галицийска Битва.
Для связи: Общие темы | По теме ПМВ.
Списки страниц: ПМВ-приложения || ЭИЧЦ || ФФВВ || КрыВо || КорВИО