Евгений Александрович Радкевич.
А.А. Керсновский про Милютинскую реформу. Часть 4.
Бельгийский РАФ БЕ2д.
Записка Императора Николая I о войне с Турцией.
Ввинтовка Лебеля.
Первым крупным сражением Зимней войны стала первая попытка прорыва Линии Маннергейма в ее крайней восточной точке, на реке Тайпалеен-йоки (ныне р. Бурная) между озером Суванто-ярви (ныне оз. Суходольское) и Ладогой. Уже 3 декабря красноармейцы рассматривали северный берег реки и вели разведку мест переправы. Но в итоге, бои в этом месте затянулись до весны, а 20 дней боев в декабре дали минимальный результат, но зато принесли огромные потери.
Река Тайпалеен-йоки начинается в юго-восточном конце оз. Сувантоярви. На начальном отрезке река течет практически на юг, затем делает резкий поворот на восток со слабым отклонением на север, через 2 км делает второй поворот на 90 градусов и течет на север с отклонением к западу на расстоянии 4 километров. После этого вновь следует поворот на северо-восток и еще через 4 километра река впадает в Ладогу. В общем, длина реки примерно 10 километров, однако если отбросить полуостров, который река огибает близ своего истока, то линия от Суванто-ярви до Ладоги составит всего 5 - 6 километров. Первоначально оборонительная линия в районе Тайпале проходила по северному берегу реку, и берег этот получил долговременные укрепления. Однако, при строительстве полевых позиций осенью 1939 было решено проложить основную линию укреплений по прямой, срезав выступающий на юг полуостров. И все же берег Тайпалеен-йоки не остался без охраны: его прикрывали отдельные пулеметные гнезда и оказавшиеся вне основной оборонительной линии ДОТы. Основание полуострова с востока прикрывалось группой из трех ДОТов, с запада – артиллерийским ДОТом на мысе Патониеми, находящимся примерно в полутора километрах от основания полуострова. Позади укреплений Тайпале находились две долговременные батареи Ярисевя и Каарна-йоки.
Сектор Тайпале первоначально оборонялся лишь одним полком финнов, относящимся к 10-й дивизии, однако в первых числах декабря к Тайпале отступили (по современным данным), как минимум, два отдельных батальона из войск прикрытия, а когда стало понятно, что основной удар Красной Армии нацелен на Тайпале, туда был отправлен еще один полк 10-й дивизии. (В ходе боев прибыл полк из 8-й дивизии, а в феврале к Тайпале была переброшена еще одна дивизия.) Таким образом, с финской стороны в первые дни сражения у Тайпале оказалась почти целая дивизия, которая защищала участок длиной всего 6 км! То есть плотность финских войск в обороне была выше, чем требуемая советским полевым уставом (ПУ-39) плотность войск для создания прочной обороны. Плотность финских войск у Тайпале была сравнима с плотностью армий на Западном Фронте во время Первой Мировой. Плотность финской артиллерии также была очень высокой: 43 орудия калибра выше 75 мм, плюс мелкокалиберная капонирная и противотанковая артиллерия, а также минометы в пехоте. Это выше средней плотности артиллерии во время ПМВ, но ниже, чем во время Французской кампании 1940 года или в первые дни ВОВ.
Но если говорить об укреплениях сектора Тайпале, то нужно признать, что они были слабыми. В секторе не было ни одного ДОТа «миллионного» типа. Лишь пулеметно-артиллерийский ДОТ на мысе Патониеми был достаточно мощным. Остальные ДОТы были слабыми. Это были одноамбразурные ДОТы фронтального огня, построенные в 1920-х годах с применением низкосортного бетона, с недостаточным количеством арматуры в бетоне, с тонкими сводами и с деревянными дверями. В секторе Тайпале было 10 таких ДОТов, но только 7 из них были включены в основную оборонительную линию. 3 оказались выдвинуты вперед, и были потеряны уже в начале декабря 1939-го. Недостаток бетонных укреплений был восполнен за счет постройки ДЗОТов с гранитной обсыпкой. И тем не менее, укрепления Тайпале были во много раз слабее, чем крепость в Сумме.
С советской стороны к Тайпале подошли 49-я, 142-я и 150-я дивизии. Они имели свою штатную артиллерию (более 300 стволов) и более 100 танков. Но артиллерии и танков прорыва было недостаточно: лишь 200 орудий крупного калибра могли поддерживать советское наступление, а нормативы Первой Мировой требовали для прорыва полевых позиций минимум 600 стволов (с расходом снарядов не менее 500 на орудие) и минимум 200 средних танков (а не легковесов Т-26). Соответственно, требовалась инженерная подготовка наступления: шоссе или железная дорога для подвоза снарядов, которых требовалось 6.000 тонн, мосты через Тайпалеен-йоки для выдвижения танков на исходные позиции, укрытия для пехоты, наблюдательные пункты для управления огнем. А еще нужно было провести много-много разведывательной работы и пересечь Тайпалеен-йоки... Короче говоря, штурм Тайпале требовал планомерной подготовки и хорошего планирования операции. А Красная Армия планировала осуществить прорыв восточного фланга Линии Маннергейма «с наскока» без разведки и подготовки.
Предыдущее: Зимняя война в Заполярье: ни шагу от дороги. | Следующее: Тайпале в декабре 1939-го: первая серия мясорубки. (Завершение) |
Для связи: Общие темы | По теме ПМВ.
Списки страниц: ПМВ-приложения || ЭИЧЦ || ФФВВ || КрыВо || АДрРу || КорВИО