Евгений Александрович Радкевич.
А.А. Керсновский про Милютинскую реформу. Часть 4.
Бельгийский РАФ БЕ2д.
Записка Императора Николая I о войне с Турцией.
7.7-см зенитная пушка Рейнметалл.
В начало цикла (перейти).
Пока речь шла только о том, что Договор о Ненападении давал Сталину отсрочку для подготовки к войне. На самом деле, что очень важно с военной точки зрения, ПМР давал руководству СССР возможность выбрать момент для вступления в войну по своему желанию, а не ждать нападения врага. В реальности этот плюс не был использован, но он существовал и мог дать очень много. Об этом смотрите в этой статье.
Но кроме того, Пакт Молотова-Риббентропа давал СССР выигрыш в территории. На юге СССР получил оборонительный рубеж по реке Прут и возможность усилить рубеж по Днестру. В центре возник отличный оборонительный рубеж вдоль Буга. Между Бугом и Прутом граница была защищена горным хребтом Карпат и низкогорьями Галичины. Но наиболее сильной стала оборона Ленинграда, перед которым на юго-западном направлении появились два прочных рубежа на Немане и, особенно, на Западной Двине. Да, эти рубежи были потеряны всего за неделю войны, но к ПМР это отношения практически не имеет. Это вина советского Генштаба (не разработавшего план обороны переправ на этих рубежах), командования Северо-Западным Фронтом и немецкого генерала по фамилии Манштейн. Сталин сделал для своих генералов все, и его ответственность за их ошибки может быть лишь частичной. В общем, с точки зрения стратегической обороны новая конфигурация границ стала более выгодной.
Стала она выгоднее и с точки зрения возможных наступательных операций Красной Армии. В Молдавии Красная Армия подошла очень близко к румынским нефтяным месторождениям и могла атаковать их не только дальней авиацией, но и фронтовой. Львовский и Белостокский выступы позволяли советским мехкорпусам за 2 – 3 дня дойти до Вислы, откуда открывался прямой путь на Берлин. Вообще эти два выступа были в плане активных действий (и их разнообразия) даже более удобны, чем большой «Польский балкон» в 1914 году, дававший сразу несколько интересных стратегических вариантов. Авиабазы в районе Белостока вообще позволяли атаковать любые объекты на территории Германии.
Особенностью новой границы СССР было то, что она состояла из двух участков: украинского и белорусско-прибалтийского. А между ними находилось Полесье и малопроходимые Припятские болота. РККА могла выбирать, на каком участке концентрировать свои силы, а вот противник себе этого позволить не мог. Проигрыш Германией приграничного сражения на любом из участков приводил к прорыву Красной Армии в район Варшавы, т.е. в тыл другой немецкой группировки. А вот для РККА в 1941 году разгром Западного Фронта не привел к общему обрушению фронта. Украинский участок на протяжении всего лета оставался относительно стабильным, так как Юго-Западный фронт опирался своим правым флангом на Припятские болота.
Минусом новой конфигурации границы было то, что границу нужно было укреплять с нуля. Потребовалось создать линию долговременных укреплений вдоль нее, а также аэродромы, гарнизоны, склады, железнодорожные станции и другие тыловые структуры. Ничего из перечисленного достроить к началу войны не успели. Но это опять же не проблема того, кто инициировал договор с Германией. За год, который прошел после поражения Франции можно было построить мощнейшую оборонительную систему, нужно было лишь мобилизовать ресурсы, расставить приоритеты, выбрать критически важные направления и больше использовать временные сооружения вместо капитальных. Прочность обороны была бы ничуть не меньше. Финны в 1939-м году за три месяца в несколько раз повысили прочность Линии Маннергейма, построив простейшие деревоземляные укрепления (но хорошо замаскированные). Советские генералы могли поступить так же, а не разворачивать стройку под носом у врага.
Еще более существенным минусом новых территорий (особенно бывших польских) были пути сообщения. И у Львова, и у Белостока РККА в 1941 году страдала от недостатка дорог. Не менее сложной была ситуация на юге Литвы, но там плохие дороги скорее помогли РККА. Справиться с транспортными проблемами на новых территориях было нереально, так как нужны были тысячи километров шоссейных дорог, а также сотки километров железнодорожного полотна со станциями, мостами и прочими сооружениями. Это был явный минус новых территорий и самого ПМР.
И конечно же, минусом было то, что потенциальный противник мог легко вести разведку на бывших польских и на прибалтийских территориях, используя националистически настроенные группировки, а также католическое население. Также противник активно использовал то, что СССР старательно пытался не дать противнику повод для войны, т.е. мало мешал полетам вражеской разведывательной авиации и разрешал полеты гражданской авиации. Без Пакта такой свободы в воздухе бы не было. Но тут уж советские военные сами дураки, противнику нужно было отвечать (почти) симметрично.
В целом, конечно, военные преимущества ПМР не были использованы Сталиным на все 100%. Но потенциально этот договор был очень выгоден СССР с военной точки зрения. Его преимущества заметно перевешивали недостатки и при полном их использовании могли бы заметно упростить ведение войны против Германии. Даже без учета политических плюсов, ПМР можно было бы заключать. А ведь политические плюсики договора были многочисленны...
Предыдущее: Военные плюсы и минусы Договора о Ненападении между Германией и СССР. | Следующее: Плюсы и минусы Договора о Ненападении между Германией и СССР (для Германии). |
Для связи: Общие темы | По теме ПМВ.
Списки страниц: ПМВ-приложения || ЭИЧЦ || ФФВВ || КрыВо || АДрРу || КорВИО