En
---
Логотип в центре

Свежее на сайте

Евгений Александрович Радкевич.
А.А. Керсновский про Милютинскую реформу. Часть 4.
Бельгийский РАФ БЕ2д.
Записка Императора Николая I о войне с Турцией.
РАФ БЕ2 (RAF B.E.2).

Шрифт: A   A   A

В этот день в прошлом

23. 11.

Второй этап осады Севастополя. Часть 2.

После поражения русских войск в Инкерманском сражении ситуация под Севастополем в негативном ключе воспринималась обеими сторонами. С русской стороны имело место опасение, что осаждающие, воспользовавшись ослаблением русской армии, проведут еще одну сильную бомбардировку и пойдут на штурм 4-го и 3-го бастионов. Усилить их оборону, создать дополнительные укрепления в тылу и перед ними – вот основные цели, которые ставили себе командиры и инженеры в Севастополе.

Одновременно нужно было обезопасить укрепления на случай бомбардировок, т.е. нарастить толщину и прочность брустверов, построить блиндажи, траверсы и ходы сообщения. А также нужно было продолжать увеличивать количество орудий в обороне, чтобы подавить артиллерию союзников во время бомбардировок и мешать осадным работам. Поскольку русская артиллерия стреляла не слишком удачно, то севастопольским начальникам все время казалось, что орудий и батарей не хватает, а это ускоряло строительство батарей в течение зимы.

Со стороны союзников, наоборот, не было никакой уверенности в успехе штурма, зато было опасение, что русские вновь атакуют из Севастополя или со стороны Черной речки. Попытка штурма выглядела рискованной из-за недостатка пехоты в сравнении с численностью гарнизона и недостатка у осаждающих артиллерии в сравнении с артиллерией крепости. Так к началу (середине) ноября 1854 года осаждающие имели лишь 149 осадных орудий против Севастополя, на вооружении оборонительной линии находилось уже 494 орудия (на 153 больше, чем к 1-й бомбардировке), из которых 240 орудий было направлено против осадных батарей. При таком раскладе большая бомбардировка должна была закончиться для осаждающих большими потерями.

Увеличить численность осадной артиллерии союзники не могли. Хотя из Франции и Англии доставлялись новые орудия, их устанавливали на батареях Сапун-горы и Балаклавы. В ноябре количество орудий на этой линии превысило 50 штук. А строительство новых укреплений и батарей отнимало значительную часть сил осаждающих. Поэтому они неизбежно проигрывали в строительстве укреплений и батарей у Севастополя осажденным, а это все дальше отдаляло штурм.


-----

 

Обе стороны под Севастополем желали действовать активно, но уже с начала ноября этому изо всех сил препятствовала природа, и так продолжалось до начала весеннего периода обороны.

В первую очередь нужно отметить зимние шторма в Черном и Средиземном морях, которые очень сильно затруднили доставку грузов для союзных армий по морю. Ниже будет сказано о большой буре 2 (14) ноября 1854 года, которая нанесла союзникам наибольший ущерб. Но ведь были и другие. В результате, снабжение союзных армий было плохим (у англичан – очень плохим, у французов заметно лучше). Транспортов для доставки припасов и вооружения в Крым не хватало, ибо зимой безопасным путешествие в Черное море было только для пароходов (и то не всех). Накопление осадных орудий, пороха и снарядов у союзников шло очень медленно.

Следующей проблемой были зимние дожди в Крыму (и в причерноморских степях). В Крыму каждый сильный дождь останавливал осадные работы, поскольку траншеи и батареи заливала вода. Наскоро построенные пороховые погреба также страдали. Но гораздо больше страдали от дождей русские. Между Севастополем и Днепром, а также между Севастополем и Мелитополем не было шоссейных дорог, а солончаки и глинистые суглинки степей от дождей превращались в жидкую грязь в которой тонули подводы. Скорость передвижения обозов была примерно в 5 раз ниже, чем летом.


-----

Кроме того, зима – это время отсутствия подножного корма для лошадей, а потому союзные армии остались вообще без транспорта, людям пришлось на себе перевозить пушки и снаряды от баз на батареи. В то же время русским пришлось своими транспортами возить в основном фураж для самих транспортов, а не грузы для Севастополя. И кроме того, русские, фактически, лишись преимущества в полевой артиллерии и в кавалерии, поскольку лошади зимой обессилили.

 

Таким образом, стратегическую ситуацию под Севастополем зимой 1854 – 55 определяли слабости противников и проблемы с логистикой. Кто быстрее справлялся со своей слабостью и улучшал снабжение, тот и мог перейти к по-настоящему активным действиям.

Предыдущее: Второй этап осады Севастополя. Часть 1.  Следующее: Второй этап осады Севастополя. Часть 3.

Cодержание: Крымская война 1853 - 56.

Вернуться в начало раздела: Оборона Севастополя (Зимний этап).

***   ^^^

Метки статьи:


 


Добавьте комментарий.
Их еще мало...

Понравилось? Нажми здесь!! ( )

Поделиться с друзьями: BK   ОдК   twit   fb   g+

Также смотрим:

 

 

Для связи: Общие темы | По теме ПМВ.

Списки страниц: ПМВ-приложения || ЭИЧЦ || ФФВВ || КрыВо || АДрРу || КорВИО

Немного истории 2013 - 2017 (l, s, v)