Евгений Александрович Радкевич.
А.А. Керсновский про Милютинскую реформу. Часть 4.
Бельгийский РАФ БЕ2д.
Записка Императора Николая I о войне с Турцией.
7.7-см зенитная пушка Рейнметалл.
Великобритания в конце 19-го века как-то не рассчитывала само по себе вести сухопутные войны против цивилизованных оппонентов. В результате, во время войны с бурами, не имея собственных современных орудий, британцы приобрели 24-см мортиру у фирмы «Шкода» и испытали ее в полевых условиях. Мортира британцев не удовлетворила, но, во-первых, британское правительство решило, что подобного типа орудия нужны британской армии, а во-вторых, некоторые решения чешских инженеров показались британцам интересными. Вот поэтому в конструкции британских 234-мм гаубиц и просматривались родственные черты.
Но хотя осадное орудие и требовалось британской армии, его разработка шла очень медленно. Тестовый образец был изготовлен на предприятии «Ковентри Орднанс» только в 1913 году, прошел испытания и летом 1914 года 234-мм гаубица (пожалуй, все же мортира) была принята на вооружение и получила обозначение BL 9.2-inch howitzer Mk I. В 1914 году было заказано 32 таких орудия, а первое (тестовое) орудие было отправлено во Францию, где вскоре приняло участие в боях при Нев-Шапель.
Ствол первого варианта имел длину 13,5 калибров и массу 3090 кг; состоял из внутренней трубы (позади которой находилось кольцо затвора), скрепляющей проволоки, и внешнего кожуха, на который были надеты дульное кольцо и кольцо в казенной части, к которому крепился шток тормоза отката. Сбоку на стволе располагались направляющие для скольжения в кольце лафета, снизу в дульной и в казенной части – выступы для крепления к повозке. Камора имела диаметр 9,8 дюйма и длину всего 8,1 дюйма (206 мм). Ствол имел 56 нарезов с постоянным углом 24 градуса. Затвор был поршневой (традиционный для британской морской артиллерии).
Орудие могло придать снаряду весом 131,5 кг скорость 362 м/с и метнуть его на расстояние до 9,2 км (что в начале Первой мировой было не так уж и плохо, хотя уже в 1916 году считалось недостаточным, так как германские мортиры стали стрелять на расстояние более 10 км). А ведь британцы считали, что 9,2-дюймовые гаубицы должны были участвовать в контрбатарейной борьбе, а значит, должны были иметь дальность стрельбы больше, чем у тяжелых орудий противника.
9,2-дюймовая гаубица была орудием осадным, т.е. малоподвижным. Лафет у него был неподвижным, крепостного типа, причем под орудием желательно было монтировать деревянную платформу, а спереди лафет соединялся с бункером с землей, имевшим массу около 10 тонн. Зато это позволяло иметь угол горизонтальной наводки 60 градусов в сумме.
Ствол скользил в длинном (около 1,5 метров) кольце, над которым находился гидравлический тормоз отката, а ниже гидропневматический накатник, под которым был смонтирован сектор вертикального наведения. Максимальный угол возвышения при этом составлял 50 градусов, минимальный, при котором велась стрельба, был установлен 15 градусов, но ствол орудия можно было опустить на 3 градуса ниже горизонта (в этом положении осуществлялось заряжание с крана). При таком заряжании орудие должно было делать один выстрел за 2,5 – 3 минуты. Немного впереди центра тяжести орудия находилась ось горизонтального поворота (и опорный поворотный круг), а в задней части находились опорные катки, ходившие по поперечным направляющим. Традиционно британские гаубицы имели регулируемый откат, составлявший при максимальном возвышении 48 см, а при минимальном – 102 см.
Орудие получилось достаточно тяжелым. На боевой позиции его масса составляла 13,5 тонн, при перевозке орудие разбиралось на 3 части – ствол, основание лафета и поворотная часть. И при транспортировке масса орудия превышала 16 тонн. Потенциально орудие можно было перевозить лошадьми (примерно 10 на каждую повозку), но все же его предпочитали перевозить тракторами. И в любом случае, чтобы сменить позицию орудию требовалось около двух суток (без учета времени на перевозку боеприпасов).
В декабре 1916 года на вооружение под обозначением BL 9.2-inch howitzer Mk II была принята другая модификация 9,2-дюймовой гаубицы, разработанная фирмой «Виккерс», отличавшаяся удлиненным стволом длиной 19 калибров (причем вместо одной внутренней трубы были две), удлиненной каморой (34 дюйма), уменьшенным до 14,4 градуса углом нарезки, увеличенной максимальной длиной отката – 112 см. За счет этого максимальная скорость снаряда была увеличена до 458 м/с, а дальность стрельбы – до 11,9 км. Но заплатить пришлось существенным ростом массы орудия – до 16,5 тонн, а также уменьшением ресурса ствола до 3,5 тысяч выстрелов, против 6 – 8 тысяч у первой модификации.
В общем, получилось неплохое орудие, хотя и слишком тяжелое. Для осад и позиционных операций оно вполне годилось, но если фронт был подвижным, хотя бы как в 1918 году, применять его становилось затруднительно. Поэтому во Второй мировой войне 9,2-дюмовые гаубицы использовались, в основном, в береговой обороне.
9,2-дюймовая гаубица являлась одним из основных орудий британской тяжелой артиллерии, которое обязательно участвовало в наступательных операциях. Всего в Великобритании было произведено 632 орудий и 43 ствола для смены изношенных. Количество произведенных в США орудий точно не известно. Кроме армий Британской империи BL 9.2-inch howitzer была поставлена в армии США, Бельгии и России (4 штуки, дожившие до Зимней войны). В Великобритании эти орудия служили до конца Второй мировой.
До настоящего времени сохранилось два экземпляра 9,2-дюймовой гаубицы, оба относятся к варианту Mk I. Сохранился также ствол Mk II, произведенный в США.
Предыдущее: Британская 8-дм тяжелая гаубица 1916 г. | Следующее: Истребители Эрко ДХ-2. |
Cодержание: Первая Мировая Война.
Вернуться в начало раздела: Оруже времен Первой мировой войны.
Для связи: Общие темы | По теме ПМВ.
Списки страниц: ПМВ-приложения || ЭИЧЦ || ФФВВ || КрыВо || АДрРу || КорВИО