En
---
Логотип в центре

Свежее на сайте

Евгений Александрович Радкевич.
А.А. Керсновский про Милютинскую реформу. Часть 4.
Бельгийский РАФ БЕ2д.
Записка Императора Николая I о войне с Турцией.
Ввинтовка Лебеля.

Шрифт: A   A   A

В этот день в прошлом

3. 12.

Истребитель Фоккер Триплан.

Стремление получить максимально маневренный истребитель вылилось ближе к концу Первой мировой войны в разработку истребителей-трипланов. Первыми «Сопвич триплан» построили британцы, но гораздо большую известность получил германский триплан от фирмы Фоккер. Эта машина действительно получилась легкой и верткой, но ее постоянно преследовали технические проблемы.

Итак, Фоккер Триплан (Fokker Dreidecker, Fokker Dr.I) был разработан в фирме Фоккер весной – летом 1917 года. Еще до завершения испытаний самолет был показан германским военным, а 14 июля 1917 года или был сделан первый заказ на 20 машин. 28 августа первые из них вышли на войсковые испытания и показали себя очень неплохо. Однако в дальнейшем эксплуатация самолета выявила критические недостатки конструкции, плюс производству и использованию Триплана мешала экономическая блокада Германии.

Фотография: Реплика Фоккер Триплан из музея в Германии.

Фоккер Триплан был спроектирован под Oberursel Ur.II – звездообразный девятицилиндровый мотор воздушного охлаждения с вращающимся блоком цилиндров. Этот мотор был копией Rhone 9J, который активно использовался Антантой в 1916 году, но к лету 1917 года считался слабым и устаревшим. Т.е. по мощности Триплан изначально проигрывал противникам. Зато германским инженерам удалось сделать самолет с маленькой массой.

Схема триплана не может считаться аэродинамически выгодной, поскольку плоскости, взаимодействуя между собой, снижают подъемную силу. Очень невыгодна схема триплана с точки зрения удобства для пилота, плюс из-за очень короткого носа пилот оказался в опасной близости от мотора и пулеметов, что снижало его шансы на выживание при аварийной посадке. Среднее крыло почти полностью перекрывает обзор вниз и вперед, так что при посадке летчик почти не видит землю. Зато короткие крылья триплана позволяют быстрее поворачиваться вокруг продольной оси. Плюс, чем короче крыло, тем меньше требования к его прочности.


-----

У Fokker Dr.I основным было верхнее крыло, имевшее размах 7,19 м (по выступающим за край элеронам) и ширину 1 м. Нижние крылья оба имели ширину 0,8 м и размах 6,225 и 5,75 соответственно. Четвертое мини-крыло находилось между колесами шасси и имело размах всего 1,6 м. Общая площадь крыльев составляла 18, 66 кв. м. Наиболее заметной особенностью Триплана были толстые крылья, автором которых был Х. Юнкерс (будущий конструктор цельнометаллических самолетов), толщина среднего и нижнего крыла достигала 14,5 см, верхнего – 12, 5 см. Элероны располагались только на верхнем крыле, выступая за его край и имея уравновешивающий «рог» – выступ вперед от оси вращения.

Фоккер Триплан, принадлежавший Красному барону. весна 1918 года

Фюзеляж самолета имел в основе стальные трубы и был очень коротким. При общей длине 5,77 м, длина фюзеляжа составляла 4,5 м. Примерно 0,75 м приходилось на руль поворота, выполненный в форме традиционной для германцев запятой.

Горизонтальное хвостовое оперение также было традиционным для германцев треугольником, но отличием Триплана были выступающие вперед противовесы у рулей высоты, за счет чего и рули получились большими по площади. У прототипа Fokker Dr.I, кстати, противовесов не было, а потому управление требовало больших усилий от пилота.

Несмотря на слабый мотор, Фоккер Триплан получился достаточно быстрым, легким на подъеме и маневренным. При массе пустого около 400 кг и максимальном взлетном весе 586 кг самолет мог развивать максимальную скорость около 180 км/ч (на высоте около 1 км) и имел скороподъемность более 340 м в минуту. По скорости Триплан, естественно, проигрывал всем противникам, но скороподъемность была лучше, чем у большинства из них. Поэтому в качестве маневренного истребителя он был очень неплох. Но в отличие от тяжелых истребителей, Fokker Dr.I плохо набирал скорость при пикировании, т.е. сам он не мог выйти из боя, а противник легко мог от него оторваться. Достаточно сильное вооружение из двух пулеметов «Шпандау» позволяло на равных сражаться с более тяжелыми машинами, но они имели преимущество в прочности конструкции.


-----

А у Фоккера Триплана с прочностью имелись большие проблемы. Уже через два месяца эксплуатации в войсках, в конце октября 1917 года, произошли две катастрофы, после которых Трипланы были на месяц посажены на землю, а их производство остановлено почти на полтора месяца. Фоккеру пришлось усилить каркас верхнего крыла и улучшить пропитку его от влаги. Тем не менее, проблемы с верхним крылом продолжались и весной 1918 года имели место как минимум две серьезные аварии. Эти проблемы были неизбежны, так как из-за отличий в форме нагрузка на верхнее крыло была примерно вдвое больше, чем на другие крылья. Другой хронической проблемой Fokker Dr.I был мотор. Производство моторов шло медленно, и они часто выходили из строя, так как исходно французский мотор был рассчитан на смазку касторовым маслом, а в Германии это масло приходилось заменять более доступными вариантами.

 

Из-за всех своих проблем Фоккер Триплан не стал массовым истребителем и воевал только на Западном фронте ПМВ. Его производство было свернуто уже в мае 1918 года. Всего было выпущено не более 420 штук. Сохранился ли до настоящего времени хотя бы один оригинальный Триплан, неизвестно. Но имеется несколько реплик, изготовленных с использованием оригинальных деталей.

Несмотря на свою малочисленность данный вид самолетов стал знаковым для Первой мировой, как, например, и Ньюпор 11. Виноват в этом, во-первых, экстравагантный внешний вид самолета, а во-вторых, самый известный пилот Fokker Dr.I – знаменитый Красный барон – Манфред фон Рихтгофен, который считается сильнейшим из асов Первой мировой. Сам Красный барон и его красный Фоккер Триплан неоднократно становились героями кинофильмов, комиксов и т.п.

Предыдущее: Германская 13-см пушка 1909 г.  Следующее: Германский 25-см миномет 1910 / 16.

Cодержание: Первая Мировая Война.

Вернуться в начало раздела: Оруже времен Первой мировой войны.

***   ^^^

Метки статьи:


 


Добавьте комментарий.
Их еще мало...

Понравилось? Нажми здесь!! ( )

Поделиться с друзьями: BK   ОдК   twit   fb   g+

Также смотрим:

 

=======

 

Для связи: Общие темы | По теме ПМВ.

Списки страниц: ПМВ-приложения || ЭИЧЦ || ФФВВ || КрыВо || АДрРу || КорВИО

Немного истории 2013 - 2017 (l, s, v)