Евгений Александрович Радкевич.
А.А. Керсновский про Милютинскую реформу. Часть 4.
Бельгийский РАФ БЕ2д.
Записка Императора Николая I о войне с Турцией.
7.7-см зенитная пушка Рейнметалл.
Из братьев Фарман нам более известен Анри Фарман, который вначале больше занимался пилотированием, чем разработкой аэропланов. Разрабатывать собственные оригинальные конструкции он начал с 1912 года, когда и появилась первая из машин рассматриваемой серии.
Итак, разведывательные аэропланы серии Фарман Ф15 – Ф24 / Farman HF 15 – 24 (HF 15, HF 16, HF 20, HF 21, HF 22, HF 23, HF 24) – это максимально простые по конструкции, легкие и дешевые в производстве машины, ставшие в период ПМВ популярными в странах Антанты и в нейтральных странах.
По типу конструкции Фарманы Ф 15 – Ф 24 – это бипланы с толкающим винтом, как и предыдущие конструкции братьев Фарман. Однако у рассматриваемых машин нижнее крыло имело размах намного меньше, чем верхнее, соединяясь с ним всего тремя парами стоек с каждой стороны от кабины. Из-за этого данную конструкцию называют полуторапланом, но профиль обоих крыльев был одинаковым, что все же заставляет называть машины этой серии бипланами. Поскольку крылья были тонкие и непрочные, верхнее крыло дополнительно приходилось поддерживать расчалками, соединенными с треугольником над крайней парой стоек. Упрощение конструкции крыльев привело также к тому, что элероны были сохранены только на верхней паре крыльев.
Размах и площадь крыльев в семействе значительно отличались. У Ф15 / Ф16 размах верхнего крыла достигал 13,8 м, у Ф 24 был уменьшен до 11,5 м, а у Ф23 увеличен до 18,1 м. Площадь крыльев первоначально составляла 34,5 кв.м, а у Ф 24 была увеличена до 45 кв.м.
Фарман Ф 15 и его модификации был разработан под мотор Gnome Lambda – звездообразный мотор воздушного охлаждения с вращающимся блоком цилиндров. Первоначально этот мотор имел мощность 70 л.с., но в 1914 – 1915 годах его мощность была увеличена до 80 л.с. Кроме того, на машинах моли устанавливаться и другие моторы сходной конструкции мощностью до 100 л.с.
За счет такого разброса в мощности и максимальная скорость машин имела значительный разброс. Первоначально она составляла от 105 до 110 км/ч. В дальнейшем ее удалось увеличить до 120 – 125 км/ч. Потолок составлял около 3,5 км, а для подъема на высоту 2 км требовалось не менее 20 мин.
Хвостовое оперение состояло из руля высоты большой площади (создавал дополнительную подъемную силу, т.к. машина имела смещенный назад центр тяжести) и небольшого руля поворота. Крепилось хвостовое оперение к верхнему и нижнему крылу двумя парами брусьев в районе второй стойки крыла. Первоначально все элементы крыльев и крепления хвоста были деревянными. Однако затем были введены и стальные трубы.
Шасси – типичное для ранних Фарманов 4-х колесное с очень короткой гибкой лыжей между колес кажной пары. Располагалось шасси под второй парой крыльевых стоек. Стойки шасси имели характерную N-образную форму создававшую достаточную жесткость конструкции. Однако, начиная с Фарман Ф 22, деревянные стойки были заменены на гнутые стальные трубы.
Кабина – низкая (около 50 см) двухместная гондола с более высокой передней частью. В ней располагались летчик, за ним наблюдатель, а сзади бензобак.
Когда был создан Ф 15 и его ближайший родственник Ф 16, он немного уступал по своим возможностям прямому конкуренту Фарман МФ 7. В первую очередь это относилось к дальности полета, которая составляла всего 300 км, что помешало Ф 15 попасть во французскую армию. К тому же имелись вопросы к прочности конструкции и к ее надежности. Тем не менее, эти машины поднимали одинаковый груз – 270 кг, что очень неплохо для машины с массой около 350 кг.
Довоенные машины Ф15, Ф 16 и Ф 20 не имели штатного вооружения, но с началом ПМВ стали устанавливать пулемет на шкворневой установке (у наблюдателя). Также на борт можно было взять до 50 кг мелких бомб.
В принципе, этого и демонстрации возможностей во время Первой балканской войны хватило, чтобы Ф 15 был принят на вооружение русской армии с небольшими изменениями конструкции (доработанная машина стала называться Ф 16). Производство Фарман Ф 16 и последующих вариантов было налажено на заводе «Дукс», а затем еще на двух заводах. Всего в России было выпущено не менее 500 таких машин. Армии Франции, Бельгии и Великобритании приняли на вооружение в 1913 году следующий вариант – Фарман Ф 20. Причем по лицензии аэроплан производился сразу двумя британскими компаниями – «Эрко» и «Грэхем-Уайт». Также аэроплан оказался на вооружении других стран Антанты, а также нейтралов – Дании, Нидерландов, Швеции и Швейцарии. На Западном фронте машины были переведены в разряд учебных уже в середине 1915 года. На Восточном фронте – в 1916 году. На Балканах данная серия Фарманов использовался дольше, также они участвовали в Гражданской войне в России. А окончательно были списаны не ранее 1923 года.
В общем серия Фарманов Ф 15 – Ф 24 была лучшей из всех аэропланов братьев Фарман. Эти машины имели более высокую скорость, лучшую маневренность и наименьшую стоимость. В результате, было выпущено более 1000 аэропланов. Их боевая служба закончилась только после появления у германцев специализированных истребителей.
Предыдущее: Французская 80-мм горная пушка де Банжа. | Следующее: Фарман Ф 27 (Farman HF 27). |
Cодержание: Первая Мировая Война.
Вернуться в начало раздела: Оруже времен Первой мировой войны.
Для связи: Общие темы | По теме ПМВ.
Списки страниц: ПМВ-приложения || ЭИЧЦ || ФФВВ || КрыВо || АДрРу || КорВИО