En
---
Логотип в центре

Свежее на сайте

Евгений Александрович Радкевич.
А.А. Керсновский про Милютинскую реформу. Часть 4.
Бельгийский РАФ БЕ2д.
Записка Императора Николая I о войне с Турцией.
Ввинтовка Лебеля.

Шрифт: A   A   A

В этот день в прошлом

3. 12.

155-мм гаубица Сен-Шамон.

Во Франции даже после начала Первой мировой войны не было понимания необходимости тяжелых гаубиц в новой войне. Даже демонстрация фирмой Сен-Шамон в августе 1914 года прототипа гаубицы не заставила Главную квартиру и Военное министерство сделать заказ. Было решено лишь провести войсковые испытания, которые состоялись во время Второй битвы в Артуа (в мае – июне 1915 года). Лишь после этого был размещен заказ на 400 орудий.

Итак, французская тяжелая полевая 155-мм гаубица Сен-Шамон обр. 1915 г. (Canon de 155 C mod. 1915 Saint Chamond) была получена из гаубицы, разработанной в начале 1910-х годов для Мексики, путем замены 15-см ствола на ствол калибра 155 мм. Поэтому фирма Сен Шамон и смогла представить гаубицу так быстро. В принципе, это изначально было достаточно мощное оружие, которое современники могли бы назвать дальнобойной гаубицей (несколько слабее пушки-гаубицы). Поэтому и характеристики у него были повыше, чем у гаубиц, принятых на вооружение до начала ПМВ.

Фотография: французская 155-мм гаубица Сен-Шамон обр. 1915 из музея в Санкт-Петербурге. Вид сбоку.
Гаубица Сен-Шамон в Санкт-Петербурге.

Ствол представлял собой трубу, скрепленную в задней части кожухом. В передней части ствола (в 5 калибрах от дула) располагалось кольцо, соединенное с салазками, скользившими по подствольной коробке. Также эти салазки крепились к кожуху. К кожуху в казенной части был присоединен вертикальный клиновой затвор, т.е. орудие имело раздельно-гильзовое заряжание и обтюрацию за счет гильзы (а это французским военным не нравилось). Длина ствола без затвора составляла 17,8 калибра при длине нарезной части 14,5 калибров. Нарезка была прогрессивной (традиционные для французских гаубиц 48 нарезов с максимальным углом 7 градусов).

Орудие могло стрелять снарядами весом 41 кг или 43 кг. Довоенные снаряды (для гаубиц обр. 1881 года) можно разогнать до 353 м/с и метнуть 8 км, во время войны были приняты на вооружение более прочные снаряды с более совершенной аэродинамической формой. Им можно было придать начальную скорость 370 м/с и метнуть на 9,3 км. Минимальная начальная скорость снаряда (при минимальном заряде) была 205 м/с. Пиковая скорострельность 155-мм гаубицы Сен-Шамон составляла 3 выстрела в минуту (это без подбора заряда, корректировки прицела и установки трубок), при длительной стрельбе – приблизительно 1 выстрел в 1,5 – 2 минуты.

В подствольной коробке находились гидравлический тормоз и два цилиндра пружинного накатника с двумя пружинами каждый. Т.е. французы, проектируя орудие для Мексики, отказались от сложной пневматики с регулируемой длиной отката и сделали более простой механизм. Из-за этого максимальное возвышение ствола было ограничено 40 градусами. Минимальное возвышение – 0 градусов.

Подствольная коробка находилась между станин лафета, поэтому угол горизонтального наведения был сильно ограничен составляя 5 гр. 40 мин. в сумме. Лафет был однобрусный со сходящимися станинами. Орудие имело щит, сильно смещенный вперед, а потому плохо защищавший расчет орудия и механизмы наведения. Особенностью орудия было то, что щит поднимался вместе со стволом, что немного улучшало защиту расчета при стрельбе с большим возвышением, но увеличивало массу орудия. Цапфы же у орудия были смещены назад, что позволяло заряжать орудие даже при больших углах возвышения, однако потребовалось ввести пневматический механизм уравновешивания ствола.

Традиционно для своего времени, 155-мм гаубица Сен-Шамон имела деревянные колеса, но масса орудия на позиции составляла 3,04 тонны, а при перевозке 3,8 тонны вместе с передком. А так как орудие перевозилось без разборки и без оттягивания ствола, нагрузка на колеса была очень большой.


-----

Можно считать, что орудие имело неплохие боевые характеристики, даже в начале войны (с плохим снарядом) превосходя германские гаубицы. Задачу по разрушению вражеских укреплений на первой полосе обороны и задачу по сопровождению пехоты в глубине оно выполняло отлично. Тем не менее, после первого заказа новых заказов на данную 155-мм гаубицу не последовало. Французская Главная Квартира предпочла орудие фирмы Шнейдер, которое имело большую дальность стрельбы при почти такой же массе, плюс имело более простую конструкцию. А орудие Сен-Шамон c1917 года стали использовать в учебных частях, плюс эти гаубицы поставлялись в Румынию и в Сербию.

После завершения Первой мировой во Франции все 155-мм гаубицы Сен-Шамон были отправлены на хранение, но в конце 1930-х годов вновь оказались в строю. Французы вооружали ими части на Линии Мажино, а финны закупили в начале Зимней войны. В результате, в ходе Второй мировой данное орудие использовалось армиями Франции, Германии, Финляндии, Румынии и Югославии. До настоящего времени сохранилось 4 экземпляра в Финляндии и один в России (в Санкт-Петербурге, у него, пожалуй, наилучшая сохранность).

Предыдущее: Французский 58-мм миномет. Модель № 2.  Следующее: 155-мм гаубица Шнейдера обр. 1917 г.

Cодержание: Первая Мировая Война.

Вернуться в начало раздела: Оруже времен Первой мировой войны.

***   ^^^

Метки статьи:


 


Добавьте комментарий.
Их еще мало...

Понравилось? Нажми здесь!! ( )

Поделиться с друзьями: BK   ОдК   twit   fb   g+

Также смотрим:

 

 

Для связи: Общие темы | По теме ПМВ.

Списки страниц: ПМВ-приложения || ЭИЧЦ || ФФВВ || КрыВо || АДрРу || КорВИО

Немного истории 2013 - 2017 (l, s, v)