Евгений Александрович Радкевич.
А.А. Керсновский про Милютинскую реформу. Часть 4.
Бельгийский РАФ БЕ2д.
Записка Императора Николая I о войне с Турцией.
7.7-см зенитная пушка Рейнметалл.
Калибр 155 мм сейчас является основным для артиллерии стран Запада, а началось все с системы де Банжа в которой калибр 155 мм был выбран для тяжелых гаубиц и осадных пушек. Значение 155-мм гаубиц во французской военной доктрине в конце 19-го века было невелико, а вот 155-мм пушки были не только главным оружием при осаде крепостей, но и важнейшим компонентом крепостной артиллерии. Поэтому выпуск рассматриваемых орудий продолжался с момента принятия их на вооружение в 1877 году до Первой мировой.
Длинная 155-мм пушка обр. 1877 года (системы де Банжа) или Canon de 155 mm L mod. 1877, по сути, мало отличалась от 120-мм пушки де Банжа (с которой они вместе разрабатывались). Небольшие отличия имелись лишь в конструкции ствола и лафета. А принцип был тот же самый: ствол с цапфами и одной скобой для монтажа; поршневой затвор с обтюратором де Банжа; высокий и короткий лафет; откат на колесах.
Однако для своего времени длинные 155-мм пушки де Банжа были очень хороши. Они имели длинный (для осадных орудий) ствол – 27 калибров, из них 20,5 калибров с нарезами при прогрессивной нарезке с максимальным углом 7 градусов. Скрепленная кольцами казенная часть позволяла использовать мощный пороховой заряд (черного пороха) и перевести его на бездымный порох также получилось достаточно просто. Заряжание картузное (как и у всех тяжелых орудий де Банжа). Орудие первоначально имело несколько видов снарядов массой от 40,5 до 41 кг, которым можно было придать максимальную скорость от 458 до 515 м/с.
Максимальная дальность стрельбы при этом составляла около 10 км.
Масса ствола при этом составляла всего 2,5 тонны. А вот лафет использовался очень тяжелый – 3,2 тонны. Именно за счет массы он позволял стрелять при склонении до 10 градусов и не опрокидывался. Также можно было стрелять, подкопав грунт под «хвостом» лафета (т.е. при нулевом откате). Но конструкция лафета была не совсем удачной: при возвышении в 28 градусов казенная часть ствола упиралась в лафет.
Хотя орудие можно было закрепить неподвижно, для нормальной стрельбы требовалась деревянная платформа, массой около 5 тонн, которая перевозилась вместе с орудием. С 1883 года платформа оборудовалась гидравлическим тормозом отката. При наличии такого тормоза и наклонных направляющих для колес максимальная скорострельность достигала 1 выстрела в минуту. Если же стрелять приходилось с грунта (в этом случае на колеса надевались башмачные пояса), то орудие делало один выстрел за 3 – 4 минуты.
Горизонтальная наводка осуществлялась поворотом всего орудия (или поворотом платформы). В любом случае при такой массе орудия это требовало от 30 минут до часа. И при этом невозможно было обеспечить точную горизонтальную наводку (как и сохранить ее при стрельбе), а это не позволяло обстреливать малоразмерные цели. Ну и подготовка орудия к стрельбе требовала от нескольких часов до суток.
Вместе с платформой масса орудия достигали 11 тонн, что требовало разбирать его на 4 повозки. Но французы планировали доставлять его на позиции по полевым узкоколейкам (по крайней мере, к этому готовились на учениях).
Хотя конструкция орудия к началу Первой мировой войны устарела, по баллистическим характеристикам Canon de 155 mm L mod. 1877 находилась на том же уровне, что и самые современные полевые и осадные орудия Центральных держав. Это позволяло бороться с полевыми гаубицами и мортирами, с большинством осадных мортир и даже с тяжелыми полевыми пушками. Поэтому во Французской армии длинная 155-мм пушка обр. 1877 г. стала главным инструментом контрбатарейной борьбы. Не могли эти пушки справиться только с «Большими Бертами» и германскими морскими пушками и мощными осадными пушками.
В ходе ПМВ для были разработаны для типа дальнобойных снарядов (весом 42,5 кг в 1914 году и весом 43,2 кг в 1915 году). Последний можно было метнуть на 12,7 км (если подкопать станину), при этом максимальная скорость снаряда была доведена до 540 м/с. В 1916 году, в связи с износом стволов, началось производство модернизированных стволов для данного вида пушек. Новые стволы отличались постоянным углом нарезки и поперечной скобой для демонтажа вместо продольной.
Тогда же орудия стали перевозить тракторами в неразобранном виде (со скоростью не более 5 км/ч), что постепенно потребовало заменить деревянные колеса на стальные.
В таком виде длинная 155-мм пушка обр. 1877 года дожила до конца Первой Мировой. Более современные модели не смогли ее вытеснить, а после завершения войны французы сохранили около 300 единиц в крепостях и на Линии Мажино. Несколько орудий попало в Польшу, 48 – в Финляндию (где участвовали в Зимней войне и в ВОВ), 4 – в Румынию. Россия по имеющимся данным приобрела 80 орудий, а также лицензию на производство. Уже из Советского Союза 32 орудия попало в Испанию, где участвовали в Гражданской войне.
До настоящего времени сохранилось около 10 экземпляров, почти все они имеют ствол образца 1916 года. 3 или 4 пушки в хорошем состоянии сохранились в Финляндии.
Предыдущее: Русско-французская 11-дюймовая мортира. | Следующее: Истребители Ньюпор 11 / 16. |
Cодержание: Первая Мировая Война.
Вернуться в начало раздела: Оруже времен Первой мировой войны.
Для связи: Общие темы | По теме ПМВ.
Списки страниц: ПМВ-приложения || ЭИЧЦ || ФФВВ || КрыВо || АДрРу || КорВИО