Евгений Александрович Радкевич.
А.А. Керсновский про Милютинскую реформу. Часть 4.
Бельгийский РАФ БЕ2д.
Записка Императора Николая I о войне с Турцией.
7.7-см зенитная пушка Рейнметалл.
Французские военные перед Первой мировой пристально следили за развитием авиации (но выбивать на нее деньги получалось далеко не всегда). Поэтому когда в начале 1914 года французский конструктор Г. Вуазен построил двухместный аэроплан с хорошим обзором и отличной дальностью полета, этот аэроплан был сразу принят на вооружение. К началу ПМВ машина была освоена французскими авиаторами, использовалась как разведчик в Пограничном сражении, при отходе к Марне и на Марне, а в начале осени 1914 года оказалось, что Вуазен 3 идеален в качестве бомбардировщика с радиусом действия до 200 км. И только тогда началось его массовое производство.
Конструктивно Вуазен 3 (Voisin III) – типичный биплан-этажерка с толкающим винтом. Машина была собрана вокруг мотора Salmson M9. Это 9-цилиндровый звездообразный мотор водяного охлаждения с неподвижным блоком цилиндров. Хотя объем мотора достигал 14,73 литра, мощность составляла всего 120 – 130 л.с. при 1300 об./мин. Но преимущество мотора – небольшой вес; менее 190 кг.
Вуазен 3 имел два близких по размаху и по ширине крыла. Верхнее было немного больше нижнего, его размах достигал 14,74 м; а площадь крыльев достигала 49,7 кв. м., что очень много в сравнении с массой машины. Профиль крыла – просто изогнутая пластина с выпуклостью вверх, которая очень неэффективна при создании подъемной силы, зато создает сильное сопротивление набегающему воздушному потоку. Большой размах крыльев потребовал сразу трех пар крыльевых стоек (на каждой стороне), плюс центральный каркас мотора, а еще много-много стягивающих конструкцию тросов. На концах крыльев находились элероны, управляющие креном машины, причем верхний и нижний элероны были соединены стойкой.
Фюзеляжа как такового не было, только двухместная кабина впереди крыльев и гондола мотора над нижним крылом. Блок цилиндром располагался на уровне задней кромки крыла, а толкающий винт был примерно в 20 см позади крыла. Винт имел широкие лопасти, как у всех ранних аэропланов с низкой частотой вращения винта. Четырехстоечное шасси крепилось исключительно к каркасу кабины и гондолы мотора. Главной была пара задняя колес под моторной гондолой, передние колеса лишь помогали держать равновесие. При этом обе пары колес имели пружинные амортизаторы.
Хвостовое оперение поддерживали две фермы, начинающиеся у первой пары крыльевых стоек. Все оперение состояло из руля поворота (высотой около 2 м), способного отклоняться примерно на 30 градусов и большого по площади руля высоты. Большая площадь хвостового оперения позволила сократить длину самолета, которая составила 9,5 м, что для двухместной машины немного.
В целом Вуазен 3 был достаточно тяжелым (масса пустого 950 кг, максимальный взлетный вес 1350 кг), но грузоподъемным. На борт, кроме двух человек и пулемета Льюис, можно было взять до 90 кг бомб (для своего времени огромная бомбовая нагрузка). За грузоподъемность пришлось заплатить скоростью, которая не превышала всего 105 км/ч, а также скороподъемностью. До 1000 метров самолет поднимался 12 минут. Потолок же составлял 3,5 км, но так высоко машина, как правило, не летала.
Вуазен 3 выпускался в нескольких вариантах. Кроме базового, обозначавшегося также Voisin LA, в 1915 году был созданВуазен 4 (Voisin LB), который был вооружен 37-мм пушкой (чтобы работать как штурмовик), в том же году был создан Вуазен 5 (Voisin LAS / LBS), у которого была немного улучшена аэродинамика и установлен более мощный мотор Salmson P9 (150 л.с). Эта машина могла развивать скорость до 113 км/ч и поднимать до 150 кг бомб.
Вуазен 3 и его модификации активно использовались странами Антанты. Производились эти машины во Франции, в России, в Великобритании и в Италии вплоть до 1917 года. Приобретены они были армиями Бельгии, Румынии, Сербии и Аргентины. Интернированная машина эксплуатировалась в Швейцарии. Сколько именно самолетов было произведено – неизвестно, ориентировочно в диапазоне от 1200 до 1500. До настоящего времени сохранился один оригинальный самолет, экспонируемый в музее Ле Бурже (Франция).
В 1914 году Вуазен 3 был отличной многоцелевой машиной. Он использовался не только как бомбардировщик, но и как истребитель. Хотя машина была не очень маневренной, пулемет на поворотной турели был достаточно эффективен против столь же медлительных противников. С сентября 1914 года Вуазен 3 в основном использовался как бомбардировщик и до весны 1915 года его атаки были очень эффективны. Апогеем эффективных действий Вуазенов стал налет на Людвигсхафен 26 мая 1915 года, когда из 18 самолетов, разбомбивших Баденскую Анилиновую Фабрику (BASF) был потерян только один (и то по техническим причинам). Однако с лета 1915 года Вуазены стали гибнуть под атаками Фоккеров E (так как не имели защиты сзади), и к следующем году Вуазен 3 был признан устаревшим для роли дневного бомбардировщика. Тем не менее, он продолжал работать ночным бомбардировщиком до конца войны. На Восточном фронте самолет активно эксплуатировался до завершения боевых действий, потом оставался на вооружении Украинской Республики и Советской России до окончания Гражданской войны.
Предыдущее: 155-мм гаубица Шнейдера обр. 1917 г. Часть 2. | Следующее: Лайвенс Проджектор (Livens Projector). |
Cодержание: Первая Мировая Война.
Вернуться в начало раздела: Оруже времен Первой мировой войны.
Для связи: Общие темы | По теме ПМВ.
Списки страниц: ПМВ-приложения || ЭИЧЦ || ФФВВ || КрыВо || АДрРу || КорВИО